Самое главное – фильм собрал несоразмерно много денег. Вчера прокатчик фильма — компания «Гемини Фильм Интернациональ» — объявил, что за два уикенда, то есть за 11 дней проката, стебный ужастик собрал восемь с половиной миллионов долларов при затратах на производство чуть больше двух миллионов тех же самых «In God we trust».
Событие, приходится признать, сенсационное не только для российского фильма, но и для российского проката как такового. По финансовым показателям двух уикендов, «Ночной дозор» уступает только самому кассовому фильму постсоветской России – «Возвращению короля» ($9,05 млн за два уикенда). А по количеству зрителей бытописание рефлектирующих волшебников уделало всех: 2 миллиона 165 тысяч кинозрителей – очевидно, сказалось срочно увеличенное количество утренних сеансов.
Мало кто уже сомневается, что фильм соберет как минимум 10 миллионов баксов. Жалкими сиротами выглядят на этом фоне наши прежние отечественные рекордсмены, которые собирали в несколько раз меньше при гораздо большем бюджете. «72 метра» собрали $2,4 млн, «Антикиллер 2» — $2,7 млн, «Сибирский цирюльник» – $2,6, притом что бюджет его составил $45 млн.
«Ночной дозор», судя по всему, окажется в компании больших пацанов — голливудских монстров, чьи бюджеты превышают «дозорный» как минимум на пару нулей: «Возвращение короля» ($14 млн в России), «Терминатор-3. Восстание машин» ($12,8 млн), «Матрица: Революция» ($12 млн), «Троя» ($11,9 млн). Таких масштабов успеха не ожидал никто, включая прокатчиков. Президент компании «Гемини» Михаэль Шлихт в беседе с режиссером фильма Тимуром Бекмамбетовым заявил, что «Ночной Дозор» вывел Россию в десятку перспективных прокатных территорий мира».
Однако бить в барабан и скандировать, что мы победили, и враг бежит, бежит, бежит, почему-то не хочется. Прежде всего, потому, что масштабы шумихи перешли все границы разумного.
Полосную статью о феномене «Ночного дозора» опубликовала «Нью-Йорк таймс».
Корреспондент этого уважаемого издания с удивлением обнаружил, что «в России всего около 400 кинотеатров с одним залом и несколько мультиплексов».
Поклонники Лукьяненко регулярно устраивают на его интернет-сайте истерики в стиле «Мизери»: «Вы поглумились над тем, что выстрадали! Взяли бабки за фильм, вывернувший наизнанку смысл книги, фильм, который оскорбляет интеллект нормально умеющего размышлять человека...» Российские кинокритики эмоционально дебатируют на страницах едва ли не всех изданий в спектре от «Ночного позора» до «Ночной дозор» — кино для патриотов». Казахи, гордые успехом земляков, выехавших на ПМЖ в Россию, успели окрестить Бекмамбетова и Лукьяненко «двумя Стивенами», подразумевая Спилберга и Кинга. «Первый канал», уже изрядно достав аудиторию, рекламирует фильм где только можно и нельзя, от перебивок до вечерних выпусков новостей.
Пафос нагнетается столь активно, что проигноривавший фильм зритель, прижавши ушки, начинает верить, что своим бойкотом он и впрямь «пытается помешать прорыву российского кино».
Вся эта кавалеристская лексика, вроде «идет сражение не за один конкретный фильм, а за будущее всего российского кино», напрягает не потому, что фильм плохой. Фильм как минимум не пустой. Можно сколько угодно денег вбухать в рекламу, но если «компостирование мозгов» не поддержит «сарафанное радио», посещаемость залов быстренько сойдет на нет, как это случилось с «Антикиллером-2». В данном случае этого не наблюдается, скорее наоборот: падение посещаемости на втором уикенде составило всего 8%. Цифра очень низкая, для сравнения: падение на втором уикенде «Послезавтра» — 52%, «Человека паука-2» — 48%, «Трои» — 43%, «Властелина колец-3» — 34%.
Достает эта шумиха исключительно потому, что все явственнее просматриваются незавидные последствия. Мы, как известно из поговорки про дурака и лоб, удержу не знаем ни в чем. И успех «Дозора», заслуженный или нет, приведет к тому, что русскую фантастику будут насаждать, как картошку. Собственно, процесс уже идет. У Лукьяненко куплены права на экранизацию около 15 романов, 15 июля режиссер Николай Лебедев («Звезда») в пожарном порядке начал съемки «съемки первого русского фэнтези» по роману «Волкодав», начата работа над следующей экранизацией Лукьяненко — роман «Лабиринт отражений» перенесет на пленку «отец клипмейкерства в СНГ» Михаил Хлебородов.
В итоге русское кино залюбят до смерти. До отвращения.