Авиакомпания UTair и прежде не скрывала интереса к совместному проекту КБ «Сухой» и американской корпорации Boeing — Russian Regional Jet (RRJ).
О намерении стать заказчиком альянса перевозчик объявил в среду на международном авиасалоне Farnborough.
«До 2010 года компании необходимо вывести из парка 20 Ту-134. По заданным характеристикам RRJ полностью подходит для этой цели», — говорит пресс-секретарь UTair Игорь Блинов. Сейчас, по его словам, компания анализирует существующую маршрутную сеть, чтобы понять, какие типы самолетов семейства RRJ нужны UTair, и определить их точное количество.
Кроме того, перевозчик разрабатывает механизмы привлечения средств для обновления своего парка самолетами нового поколения. Ожидается, что контракт между UTair и «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) может быть подписан в октябре 2004 года. Тогда же станет известна сумма заказа.
В понедельник ГСС и авиакомпания «Сибирь» подписали соглашение о производстве 50 самолетов RRJ на сумму $1 млрд. В «Сухом» рассчитывают, что первый RRJ взлетит в 2006 году.
С 2007 года самолеты RRJ будут выпускаться серийно, и до 2020 года емкость рынка составит более 800 единиц, из которых до 35% придется на Россию и СНГ, 65% — на остальные регионы мира.
Емкость мирового рынка региональных самолетов в целом на этот период в «Сухом» оценивают в 8 тыс. машин. По замыслу, RRJ должен составить конкуренцию аналогам производства Bombardier и Embraer.
Ни «Сибирь», ни UTair не смущает то, что самолет существует пока только на бумаге. «Другие варианты (Ту-334 и Ан-148. – «Газета.Ru») мы тоже рассматривали, но остановились на этом. Он нас больше устраивает по разным параметрам. «Сибирь» подходит к покупке техники с точки зрения эффективности, а не марки», – утверждает представитель «Сибири» Илья Новохатский. Он не исключил, что «Сибирь» со временем начнет приобретать самолеты этого класса и у других производителей, но пока говорить об этом рано.
Глава авиакомпании UTair Андрей Мартиросов вообще не видит конкурентов RRJ производства российского авиапрома и считает Ту-334 и Ан-148 нерыночными продуктами.
Он заявил «Газете.Ru»: «Действительно, RRJ еще нет в металле, но доверие к нему больше. Уже сейчас показывают, как он будет строиться, какой будет двигатель, как будет выстроен сервис».
Таким образом, нет сомнений в том, что контракт между UTair и ГГС будет заключен.
Перевозчик явно симпатизирует «Сухому», а производителю срочно нужно сформировать портфель заказов, чтобы получить заем на международном финансовом рынке для реализации проекта RRJ.
Ведь без хотя бы рамочных соглашений о реализации лайнеров взять кредит или выпустить долговые бумаги практически невозможно. По оценкам экспертов, инвестиции в разработку самолета могут превысить $600 млн.
Отметим, что практика покупки «бумажных» самолетов сейчас все время применяется в мировом авиапроме. В частности, партнер «Сухого» по RRJ — американская самолетостроительная корпорация Boeing — аналогичным образом продвигает лайнер нового поколения Boeing 7E7: самолета пока нет в природе, однако на него уже выстроилась очередь заказчиков на 100 машин.
До конца года компания планирует заключить контракты на производство еще 100 Boeing 7E7, а во вторник стало известно, что еще целый ряд американских авиакомпаний проявил решительный интерес к 7E7.