Скандал разразился на первом заседании нового верховного совета Аджарии, избранного уже после свержения Аслана Абашидзе. На этих выборах пропрезидентская партия одержала полную победу, так что открывать сессию Михаил Саакашвили приехал лично. Впрочем, кульминация торжественной речи оказалась посвящена не Аджарии, а Южной Осетии.
Разговор о ней Саакашвили начал с России. «Грузия желает иметь хорошие отношения с Россией, однако они должны быть основаны на взаимоуважении и дружбе, — процитировал «Интерфакс» грузинского президента. — Мы заинтересованы в российских инвестициях, в том числе и в курортной зоне Аджарии, тяжелой промышленности, энергетике и многих других сферах. Мы готовы сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом, в международных организациях. Но черта нашей дружбы и уступок заканчивается там, где начинаются основные интересы Грузии, ее территориальная целостность и независимость».
Следующий аргумент, который привел Саакашвили, оказался весьма неожиданным. Президент сказал, что именно российская разведка организовала недавний захват грузинских полицейских в селе Ванати, а потом и их съемку на одной из площадей Цхинвали. Саакашвили задели кадры, обошедшие первые полосы многих газет, на которых грузины в униформе стояли посреди улицы в унизительных позах – на коленях с заложенными за голову руками.
«У нас есть аудио- и видеосвидетельства, есть все документальные материалы того, что в Цхинвальском регионе работают сотрудники российской военной разведки, — сказал он. — Более того, у нас есть свидетельства того, что именно сотрудники российской разведки организовали и провели операцию по задержанию около 40 грузинских полицейских. Именно российская военная разведка организовала показательное коленопреклонение грузинских полицейских на площади в Цхинвали».
Если верить Саакашвили, то еще одну операцию российской разведки ему удалось раскрыть до того, как она была проведена. По его данным, Россия собиралась нелегально провезти в Южную Осетию партию старых бронетранспортеров, принадлежавших 58-й армии, которая дислоцирована на Северном Кавказе. «Сейчас пришло новое распоряжение от разведки по ввозу в Южную Осетию списанных из 58-й армии БТР, которые должны быть выданы за осетинские и подлежащие сдаче, а взамен грузинская сторона должна сдать свое оружие в регионе», — пояснил президент.
Надо сказать, что если военные и разрабатывали такой план, то осуществить его они планировали не скоро, поскольку пока никаких требований о разоружении Грузии в обмен на бронетранспортеры не поступало. В Минобороны все это вообще опровергли. «Эти утверждения абсурдны. Российская сторона не собирается вводить в регион конфликта бронетехнику», — сказал «Интерфаксу» главком сухопутных войск Николай Кормильцев. Впрочем, в словах главкома тоже есть противоречие. Бронетехника, может, и абсурд, но совсем недавно российские миротворцы собирались создать в Цхинвали авиационную группировку, для которой из Владикавказа в Южную Осетию были привезены 160 неуправляемых реактивных снарядов, перехваченных в дороге грузинской полицией.
Выводы, которые сделал Саакашвили, были не менее сенсационными, чем обвинения. По его словам, Грузия готова отменить соглашения о Южной Осетии, заключенные при Эдуарде Шеварднадзе.
«Те договоренности, которые запрещают нам в центре Грузии поднимать национальный флаг, я не признаю, и если под ними стоит подпись Шеварднадзе, то я готов выйти из них и осуществить их денонсацию», — сказал Саакашвили. Выводить из Южной Осетии полицию он отказался: «Я не отдам приказа о выводе полицейских из Южной Осетии, так как эти уроки мы уже проходили, когда в свое время вывели свои войска из Гагры и Сухуми, когда миротворческие силы встали на реке Ингури и заявили, что Абхазия — это не ваша территория».