Интересно, можно ли удержаться от использования в статье о «Cтепфордских женах» цитаты про «наши жены — пушки заряжены, вот кто наши жены». Тем более что наши-то жены заряжены совсем не тем, чем дамы города Степфорда.
Телевизионная начальница Джоанна (Николь Кидман) выпускает рейтинговые, но чрезвычайно пошлые и бездуховные программы, и после того как на нее покушается один из героев ее последней передачи, ее с канала увольняют. У дамы нервный срыв, в связи с чем муж (Мэтью Бродерик) везет ее и двоих детей (явный довесок, в фильме они почти не принимают участия) в милый городок Степфорд. Начинать новую жизнь. Женщины там сидят по домам или в крайнем случае обсуждают последние кулинарные книги, мужчины собираются в мужском клубе. Из всего степфордского болота выделяются лишь трое недавно прибывших: сама Джоанна, толстая еврейская писательница, интересующаяся, почему в городе нет цветных (Бетт Мидлер), и милый гей, периодически хихикающий и меняющий цветастые рубашечки.
Вряд ли остались люди, которые еще не знают, какие такие секреты хранят жительницы этого райского места. Во-первых, Фрэнк Оз сделал ремейк старого триллера, а во-вторых, под нынешнюю премьеру в России вышел роман Айры Левина «Степфордские жены», по которому оба фильма и сняты, так что секретов, по сути, нет.
Степфордские домохозяйки, проводящие все свое время в надраивании полов, уборке, готовке и страстном сексе с мужьями, — существа механические, и почти все они блондинки.
Каким образом перекуют в роботов главных героев, не так важно. Главное — что перекуют обязательно, и это понятно с первых же кадров фильма, еще на титрах, обыгрывающих классические рекламы про облегчение жизни домохозяек.
Роман был страшен до дрожи прежде всего своей обыденностью, безысходностью и тем, что для героев наступал полный хеппи-энд. А для читателя — наоборот. Точно так же было и в другой книге Айры Левина, «Ребенок Розмари». Этому роману больше повезло с экранизацией. Но оба текста об одном и том же — о женском обыденном ужасе. Была просто женщиной, но вот забеременела, и еще неизвестно, что там родится. Была просто женщиной, но вот муж хочет, чтобы стала хорошей хозяйкой, и еще неизвестно, как это совместить с собственными желаниями.
Фрэнк Оз справедливо рассудил, что основная интрига фильма всем известна, поэтому лучше сделать не триллер, а комедию. Причем с настоящим, жирным и сладким феминистским хеппи-эндом. Причем, скорее всего, половины феминистских шуток мы не понимаем. Получился фильм мужчины, который до смерти запуган слабым полом и позволяет себе лишь мелкие гнусные выпады в адрес это самого пола.
Например, Николь Кидман в роли живой женщины похожа на нервного грызуна и, лишь превратившись в блондинку, становится хорошенькой.
И пусть мои сестры-феминистки пишут бесконечные тексты об ужасах китайского пеленания ног, и стреляют в Энди Уорхолов, и объединяются, дабы уничтожить всех мужчин, и обижаются, что существуют два памятных рубля, один – «Первый человек в космосе», а другой – «Первая женщина в космосе»; и пусть мои сестры-бизнес-леди сидят начальницами на телевидении, вершат судьбы мира и в который раз подают на мужских шовинистических свиней в суд, потому что все равно все им кажется не так, и вот такая реклама их унижает, а вот это вот разделение труда их оскорбляет, а про кирхен, киндер и кюхен даже и говорить не хочется. Все равно главное достижение феминизма — вот такие вот затюканные мужчины, которые снимают такие вот скучные фильмы. А мы с моими сильными сестрами будем гордиться тем, что мы — пушки заряжены. И готовы рвануть в любую секунду, потому что нервы от всего этого феминизма ни к черту.
Фрэнк Оз, автор «Маленького магазинчика ужасов» и «Входа-выхода», Фрэнк Оз, озвучивший весь вселенский разум, Йоду из «Звездных войн», Фрэнк Оз, человек с фамилией вруна-волшебника, оказался дядькой слабым и напуганным. Он снял фильм про женщин-роботов. Но испугался, что женщины придут к нему, и убьют его, и подадут на него в суд, и будут говорить гадости всей его семье.
Поэтому он сделал вид, что это фильм — про слабых никчемных мужчин, которые не могут терпеть, что их жены успешнее, удачливее и умнее, и за это превращают своих жен в степфордских роботов. Но он испугался, что мужчины придут к нему и скажут: ты мужик или кто? Поэтому он дал своим героям-мужчинам позорное место работы: НАСА и Microsoft, имея в виду, что нормальные-то мужики – они совершенно другие. Но тут он испугался, что женщины придут к нему и надругаются над его идеалами, поэтому над всеми своими героями он поставил еще одного человека, чей пол, возраст и послужной список объясняет, кто в доме хозяин. В фильме «Степфордские жены» есть лишь одно светлое пятно: комедия дает нам косвенное объяснение того, каким образом Кристофер Уокен смог в «Криминальном чтиве» прожить так долго с часами в заднице.