Прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по факту исчезновения известного в городе журналиста Максима Максимова, занимавшегося расследованием громких уголовных дел. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе городской прокуратуры, дело возбуждено по ст. 105 ч. 1 УК РФ (убийство), хотя пока нет информации, что Максимов именно убит.
Как рассказал «Газете.Ru» Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город», в котором 41-летний Максимов работал прошедшие два года, последний раз журналиста видели 29 июня. В этот день он был на процессе по делу об убийстве Галины Старовойтовой, а вечером сдал в номер очередной материал – интервью с главой управления Минюста по СЗФО Александром Бастрыкиным. После этого Максимов вышел из редакции, сел в свой автомобиль «Форд-Эскорт» черного цвета (госномер У938РУ 78) и уехал в неизвестном направлении.
По словам коллег, вечером 1 июля Максимов должен был созвониться со своей знакомой (ее имя они раскрывать не стали). Однако, как она позже рассказала, его мобильный телефон был отключен, а дома никто не брал трубку. Девушка приехала домой к Максимову, но дверь квартиры ей никто не открыл и автомобиля журналиста во дворе не было. Тогда знакомая журналиста обратилась в милицию. Однако там отказались принять заявление об исчезновении человека, сказав, что прошло слишком мало времени, к тому же подобное заявление они могут принять только от родственников пропавшего.
3 июля, в свой день рождения, Максим Максимов тоже не отвечал на звонки. 5 июля журналист не появился на редколлегии и не позвонил в редакцию, чтобы объяснить свое отсутствие. Коллеги предположили, что Максимов куда-то уехал, хотя отметили, что раньше он всегда ставил их в известность о своих перемещениях. 9 июля, когда Максимов не сдал материал об очередном заседании суда по делу Старовойтовой, коллеги забили тревогу. Из Германии прилетела мать Максимова – его единственная родственница. Утром вместе с главным редактором журнала она отнесла заявление об исчезновении сына в 78-й отдел милиции Центрального РУВД города. Милиционеры поехали на квартиру Максимова, но никаких следов того, что в доме были посторонние, они не обнаружили. Все вещи и документы были на месте.
Пока милиционеры продолжали поиски, частным расследованием занялись журналисты. Сотрудники «Города» обзвонили знакомых Максимова, а его бывшие коллеги из Агентства журналистских расследований (Максимов работал в АЖР до 2002 года) обошли вокзалы, морги и больницы. Однако никаких следов журналиста они не обнаружили. Поиски автомобиля Максимова также не дали никаких результатов.
Журналисты просят всех, кто обладает какой-либо информации о судьбе Максима Максимова, позвонить в Агентство журналистских расследований по телефону 950-21-45.
До сих пор так и неясно, что могло стать причиной исчезновения Максимова. Правоохранительные органы рассматривают несколько версий случившегося, в том числе «профессиональную». В Санкт-Петербурге Максимов считается довольно известным журналистом-расследователем, пишущим на острые криминальные темы. Он занимался делом бизнесмена Михаила Мирилашвили, убийством депутата Галины Старовойтовой и авторитетного предпринимателя Руслана Коляка, покушением на Михаила Ошерова — советника тогдашнего спикера Госдумы Геннадия Селезнева, аферами в сфере недвижимости и деятельностью «черных маклеров».
Однако, как сообщил «Газете.Ru» главный редактор «Города» Сергей Балуев, маловероятно, что именно журналистика могла стать причиной исчезновения или убийства Максимова. По его словам, в последнее время у его подчиненного не было серьезных расследовательских материалов. В основном он освещал открытый процесс по делу Старовойтовой. «Последние вышедшие в свет публикации не содержали чего-то сенсационного – кроме темы Старовойтовой он написал про увольнение помощника прокурора города и про скандал вокруг голодовки в колониях Ленинградской области, но его работа не вызывала претензий со стороны героев публикаций», — заявил Балуев. С его мнением согласны и в Агентстве журналистских расследований. Как сообщили «Газете.Ru» сотрудники АЖР, «эта версия маловероятна, для нее пока нет веских оснований».
Вторая версия, высказанная петербургскими журналистами, связана с обменом квартиры, которым занимался Максимов. Он хотел обменять свою квартиру в центре Петербурга на большую. Возможно, одинокий владелец жилья в престижном районе попал в поле зрения «охотников за квартирами». Однако, как считает Балуев, Максимов очень хорошо разбирался в риэлтерском бизнесе. Кроме того, по его данным, намечавшаяся ранее сделка по обмену квартиры была отменена, Максимов в последнее время подыскивал новые варианты, но активно этим не занимался. А крупную сумму, предназначенную на доплату, он хранил в банке. Тем не менее, в АЖР полагают, что эта версия наиболее предпочтительна.
Наконец, третья версия – разбойное нападение с целью угона автомобиля Максимова. Как сообщили «Газете.Ru» в городской прокуратуре, машину «Форд-Эскорт» обнаружить пока не удалось. В то же время, по словам бывших коллег журналиста, несмотря на то что машина 1999 года выпуска находилась в очень хорошем состоянии, она вряд ли стоила больше $10 тыс. и вряд ли интересовала серьезных угонщиков.
Как уже говорилось, дело об исчезновении журналиста возбуждено по статье «Убийство», хотя прямых доказательств, что Максимов убит, нет.
Тем не менее, в прокуратуре говорят, что для такой квалификации у них есть основания, хотя от подробных комментариев там отказываются. Коллеги же журналиста предполагают, что это связано с большим сроком исчезновения Максимова. Кроме того, это поможет сделать его поиски более эффективными, поскольку теперь расследованием будет заниматься оперативно-следственная группа. И хотя товарищи Максимова не исключают самые трагические варианты, они все же надеются, что он все еще жив и скоро найдется.