В четверг в Замоскворецком суде началось рассмотрение по существу жалобы пострадавших при событиях на Дубровке. Пострадавшие во время событий в Театральном центре на Дубровке Галина и Николай Дивины, Тамара Юсипова, Нина Кутукова, Алексей и Павел Финогеновы обжалуют постановления прокуратуры Москвы об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников спецслужб. По словам адвоката истцов Каринны Москаленко, в четверг суд заслушал обвинения, которые предъявляют истцы. Перспективы судебного разбирательства Москаленко пока не комментирует. «Пока об этом говорить рано», — заявила она «Газете.Ru».
Дело тянется уже больше года. Начиналось оно с попытки нескольких пострадавших при теракте в Театральном центре на Дубровке возбудить уголовное дело против спецслужб, действия которых они считают преступными. По мнению истцов, «применение наркотического вещества не было обусловлено началом уничтожения заложников» и вряд ли могло помешать террористам осуществить подрыв здания. Они также утверждают, что представители спецслужб совершили преступление, скрывая от врачей, какой именно газ был применен во время операции. Кроме того, неоправданной и ненужной мерой пострадавшие считают расстрел спящих чеченок.
Истцы заявили, что за гибель в результате теракта 130 мирных жителей несут ответственность должностные лица, спланировавшие штурм здания.
По их мнению, отвечать виновные должны по ст. 286 УК России (превышение должностных полномочий) и ст. 109 УК России (причинение смерти по неосторожности). «Мы считаем, что вина за гибель людей лежит в том числе на тех, кто недостаточно тщательно спланировал операцию по освобождению заложников», — заявила тогда Каринна Москаленко. Однако Мосгорпрокуратуре эти доводы не показались убедительными, и в возбуждении уголовного дела заявителям отказали. С материалами следствия пострадавших знакомить не стали, а действия спецслужб сочли «совершенными в порядке крайней необходимости».
Через некоторое время Нина Кутукова, Алексей и Павел Финогеновы — родители и брат Игоря Финогенова, погибшего от последствий штурма Театрального центра на Дубровке — обратились в Замоскворецкий суд с жалобой на действия прокуратуры. Однако суд отказался удовлетворить их жалобу о незаконности действий следствия и властей по делу «Норд-Оста». По мнению суда, адвокат истцов Каринна Москаленко «плохо разъяснила заявителям жалобы их права». Позже обжаловать решение Мосгорпрокуратуры попытались бывшие заложники Галина и Николай Дивины и Тамара Юсупова, однако и им было отказано, а суд пришел к выводу, что во время штурма «Норд-Оста» право заложников на жизнь не нарушалось.
Неудовлетворенные таким поворотом событий, пострадавшие обратились в Мосгорсуд, чтобы обжаловать решения Замоскворецкого суда. Мосгорсуд согласился с истцами и удовлетворил жалобу.
Слушания продолжились. Но суду пришлось столкнуться с противодействием Мосгорпрокуратуры, которая, например, отказалась представить копию постановлений по проверке действий спецслужб и медиков при штурме Театрального центра на Дубровке. Вместо запрошенных документов суду было предоставлено письмо начальника отдела по надзору за расследованием особо важных дел Гришкина о том, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов «не могут являться предметом обжалования в судебном порядке».
Сейчас противостояние жертв «Норд-Оста» и столичной прокуратуры усиливается. В четверг стало известно, что прокурор Москвы Анатолий Зуев обжаловал решение Мосгорсуда, фактически возобновившего слушания по делу. Глава Мосгорпрокуратуры направил кассационные представления в президиум Мосгорсуда. От того, как отреагирует на кассацию прокурора суд, будет зависеть судьба исков пострадавших. Если суд признает правоту Зуева, жертвам теракта на Дубровке останется отстаивать свои права в Европейском суде по правам человека.
Напомним, что в результате теракта в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года погибли 130 зрителей и участников мюзикла «Норд-Ост» и более 700 пострадали.