Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено краевым управлением ФАС 2 июля — по результатам проверки схемы реализации бензина основным поставщиком топлива в регионе, ОАО «Ачинский НПЗ». Проверка показала, что
входящий в состав НК ЮКОС завод весь произведенный бензин реализует ООО «Энерготрейд», зарегистрированному в Мордовии.
«Энерготрейд» продает этот бензин торговому дому «ЮКОС-М», который, в свою очередь, поставляет бензин розничным продавцам, в том числе и в Красноярском крае.
Антимонопольная служба посчитала, что эта система содержит признаки согласованности и может привести к повышению цены на бензин в регионе.
Кроме сговора, цена, по мнению ФАС, искусственно завышается из-за большого количества сделок, сопровождающих прохождение топлива от завода к конечным потребителям.
Также представители государства остались недовольны тем, что налог на прибыль платится в Мордовии, которая предоставляет по нему льготу.
«Схема продажи топлива через ООО «Энерготрэйд» не является незаконной и связана со схемой работы всей компании, — заявил на пресс-конференции в Красноярске исполнительный вице-президент ЗАО «ЮКОС-РМ» Александр Бурмистров. — Нет никаких схем. Это документооборот. А все налоги включая налог на прибыль мы платим на территории Красноярского края. Этот документооборот связан с той схемой работы, которая принята в самой компании. У ФАС есть к ней вопросы, но это технические вопросы, и мы на них ответим».
Действия ЮКОСа не могли привести к локальному повышению цен именно в Красноярском крае. Как объяснил Александр Бурмистров, компания реализует бензин по единой цене для всех регионов.
А вообще-то ее повышение, по словам генерального директора ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» Сергея Боханова, происходит из-за увеличения себестоимости нефти, что, в свою очередь, объясняется началом разработки новых месторождений.
Чиновники ФАС, однако, продолжают считать, что рост цен на бензин обусловлен действиями ЮКОСа и связанных с ним компаний. Об этом заявляет заместитель руководителя краевого управления ФАС Олег Харченко.
Впрочем, виновными в подорожании бензина в ФАС считают не только нефтедобытчиков и нефтепереработчиков, но и владельцев заправочных станций, расположенных в Красноярском крае, которые увеличивают маржу с розничных продаж. К последним у ФАС, кстати, также есть претензии – служба возбудила дела против восьми трейдеров.
Александр Бурмистров заявил, что компания могла бы контролировать розничные цены, если бы ей принадлежала достаточно крупная сеть заправок в крае.
В тех регионах, где у ЮКОСа есть значительная часть розничного рынка, компания устанавливает определенную розничную цену на топливо, которой вынуждены придерживаться и другие торговцы.
Компания могла бы создать новую или купить уже существующую сеть АЗС, однако, по словам исполнительного вице-президента ЗАО «ЮКОС-РМ», пока таких планов нет, поскольку из-за проблем головной компании, НК ЮКОС, новые инвестиционные проекты не запускаются.
Проверка в подразделениях ЮКОСа в Красноярском крае началась после обращения в антимонопольное ведомство администрации Красноярского края с просьбой разобраться в причинах резкого подорожания бензина в регионе. Красноярский губернатор Александр Хлопонин известен своим крайним вниманием к этой теме.
В начале июня он даже обращался в правительство с предложением государству контролировать цены на топливо.
Интересно, что в то же самое время, когда красноярское управление ФАС обвиняет компанию в ценовом произволе, красноярская краевая администрация заключила с ЮКОСом соглашение о поставке на льготных условиях 30 тыс. тонн нефтепродуктов --для нужд предприятий агропромышленного комплекса края.
Во вторник стороны договорились, что компания предоставляет на поставляемые ГСМ скидку в размере 10 млн рублей. В дальнейшем стороны планируют заключить соглашение о сотрудничестве по поставкам нефтепродуктов для предприятий АПК и северного завоза.
Инициатором соглашения стала администрация края, которая в конце 2003 года отказалась принять аналогичное предложение ЮКОСа.