В конце прошлой недели премьер-министр РФ Михаил Фрадков утвердил положение о министерстве информационных технологий и связи (МИТС). Во вторник вечером оно было опубликовано. И аналитики заговорили о том, что структура и полномочия Минсвязи практически не изменились, и оно осталось монополистом в своей отрасли.
Несмотря на изменение названия министерства — до марта оно называлось Министерством связи и информатизации, теперь же информатизация оказалась в приоритете, — и заявления министра Реймана о необходимости развивать «сектор информационных технологий», в положении о МИТС очень мало говорится об информатизации.
«В новом положении мало говорится о информатизации, — считает Дмитрий Касьяненко, аналитик ИК «Метрополь». — Но суть не в формулировках, а в том, как на самом деле будет работать эта отрасль. На мой взгляд, новое положение о министерстве никак не повлияет на рынок. Дело в том, что в министерстве в основном остались те же люди, что и были в прошлом правительстве, поэтому вряд ли что-то кардинально изменится».
С формальной точки зрения, МИТС не выпал из общего русла административной реформы.
Система трехуровневая, как и везде. Помимо министерства, есть еще Федеральная служба по надзору в сфере связи а также Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральное агентство связи.
Но рынок в этой структуре многое смущает.
Например, смущает тот факт, что агентство возглавил Владимир Матюхин, ранее работавший в ФАПСИ, — то есть специалист по закрытию информации, а не по ее распространению. То есть задача Матюхина на прежнем месте работы прямо противоречила той, что поручена ему сейчас правительством.
Анатолий Карачинский, президент компании Info Business Systems, заявил «Газете.Ru»: «Приветствую, что в этом министерстве больше уделяется внимания информатизации. Вообще я расцениваю появление нового министерства положительно. Хочется верить, что основной упор будет делаться не на вопросы защиты в сфере информационных технологий, а на создание конкурентных преимуществ в области информационных технологий», — говорит господин Карачинский. По его словам, в этой области Россию очень сильно обошли Индия и Китай, ее развитие — стратегическая задача для страны: «Если мы продолжим отставать, это будет очень плохо для страны».
Участников рынка смущает, что далеко не все функции, которые планировалось передать агентствам и службам, оказались в их руках. Это и понятно: в марте министерство вовсе выпало из структуры правительства. А в мае было восстановлено, и полномочия его почти не изменились по сравнению с теми, которые были у Минсвязи.
«Зависимость федеральных агентств и служб от министерства — победа министра Реймана над авторами административной реформы, которые пытались отделить надзорные и исполнительные функции от законотворческих», — считает аналитик, пожелавший сохранить анонимность.
По его мнению, для Реймана крайне важно было сохранить и надзорную, и законотворческую функции, и ему это удалось. Сам министр объясняет это так: «Мы живем во время бурного развития инфокоммуникаций, которое ежедневно предъявляет нам все новые требования. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу деятельности отрасли, чтобы правовые основы развития сектора способствовали мощному развитию рынка информационных технологий и российской экономики в целом».
«Если бы удалось разделить эти функции, новая структура министерства выглядела бы прогрессивней, — полагает Татьяна Толмачева, аналитик компании IKS-Consulting. – На Западе, например, эти функции разделены. Но в соответствии с положением правительства, МИТС снова монополист в своей отрасли».