В четверг стало известно, что накануне в Рязанской области во время проведения военных сборов скончался студент Московского автодорожного института (МАДИ). Как сообщил и. о. ректора МАДИ, проректор по учебной работе Владимир Носов, молодой человек умер в среду – в первый день по прибытии в гарнизон в поселке Сельцы, находящийся близ Рязани, куда на 30 дней отправили группу выпускников военной кафедры вуза, закончивших 4-й курс. Студенты должны были принять там присягу, а после сборов – сдать выпускной экзамен и стать лейтенантами запаса.
«Одному из студентов стало плохо во время утренней зарядки. Он был доставлен в медсанчасть, но попытки врача помочь ему оказались безуспешны, — рассказал Владимир Носов, передает «Интерфакс». — Медики вызванной из ближайшего райцентра «скорой помощи» также оказались бессильны». Факт гибели столичного студента «Газете.Ru» подтвердили в Главной военной прокуратуре (ГВП).
Причина смерти студента МАДИ пока не известна.
По данным представителей автодорожного института, смерть наступила быстро. Никаких противопоказаний к прохождению сборов у погибшего не было. Скончавшийся студент, как и все остальные привлеченные к сборам, проходил обязательное медицинское освидетельствование в районном военкомате. Там он был признан годным. Более подробную информацию, а также имя погибшего на военной кафедре в МАДИ давать отказались, сославшись на запрет руководства.
Сейчас в Рязанской области началось расследование обстоятельств смерти студента. По словам того же Владимира Носова, «пока говорить о том, что есть чей-то злой умысел, просто преждевременно». Тем не менее, как сообщили корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе ГВП, военная прокуратура Рязанского гарнизона проводит проверку законности деятельности должностных лиц, организовывавших сборы. В частности, руководил группой студентов на сборах начальник факультета военного обучения МАДИ. В среду, после того как стало известно о происшедшем, в гарнизон лично выезжал прокурор Рязанского гарнизона Андрей Малышев. Однако в прокуратуре пока отказываются сообщить даже предварительные результаты расследования.
Впрочем, как считают в Союзе комитетов солдатских матерей, какой бы ни была истинная причина смерти студента, скорее всего, военные объявят, что это был несчастный случай.
По словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей Валентины Мельниковой, в организации пока ничего не знают о смерти на военных сборах. «Но я почти уверена, что все спишут на «несчастный случай». Хотя могло быть все что угодно, — сообщила Мельникова. — Дело в том, что, несмотря на все заявления, перед институтскими сборами никаких медосмотров в большинстве случаев не проводится. Это при том, что в последние пять лет почти все юноши, мягко говоря, не полностью здоровы. Пока им не присвоено звание офицера, их должны обследовать как рядовых – и фактически никто из них не годен к воинской службе».
В четверг получил продолжение и другой инцидент, происшедший на военных сборах.
Отменен оправдательный приговор по делу о гибели в Ханты-Мансийском округе одиннадцатиклассника Александра Бочанова.
Напомним, что Бочанов умер 5 сентября 2003 года во время военных сборов в спортивном лагере «Чайка» под Сургутом. Через полчаса после ужина старшеклассников заставили бежать 10-километровый кросс, два километра они должны были пробежать в противогазах. По некоторым данным, руководивший сборами начальник второго отделения объединенного военного комиссариата Советского района Ханты-Мансийского округа Владимир Завадский подгонял их сзади на грузовике, не давая возможности остановиться. Александру Бочанову стало плохо за 200 метров от финиша. Подросток упал, его стало тошнить.
Бочанов был доставлен в реанимационное отделение больницы поселка Пионерский в ночь на 6 сентября. По словам медиков, там ему откачали рвотные массы, однако через 25 минут он все же скончался. После смерти ребенка родители Александра Бочанова дважды подавали иски в Югорскую межрайонную прокуратуру, однако первоначально состава преступления в деле не нашли, и смерть признавали несчастным случаем. Обратившись в Госдуму, родители смогли дать делу ход – о смерти школьника на военных сборах заговорили в кабинетах парламента, собрали пресс-конференцию, подключили Генпрокуратуру. Только после этого в Сургуте был уволен следователь, отклонивший просьбу родителей Бочанова, и началось расследование под контролем заместителя генпрокурора Юрия Золотова. Завадскому было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. 23 марта 2004 года Сургутский гарнизонный военный суд оправдал военного, добавив, что причиной смерти подростка могла стать надпочечная недостаточность.
После этого прокуратура Приволжско-Уральского военного округа опротестовала решение суда в Уральском окружном военном суде. Теперь дело будет рассматриваться еще раз – другим составом Сургутского гарнизонного военного суда.