Как бы ни прошел XXVI Московский кинофестиваль, Квентин Тарантино уже прилетел в российскую столицу, а значит, мероприятие наполовину состоялось. Появление актуальной звезды, чьи заслуги не сосредоточены в былинных временах расцвета мирового кино, – событие как приятное, так и многообещающее. Что оно обещает, правда, непонятно. Небывалый взлет престижа фестиваля? Включенность Москвы в мировую тусовку? Русский проект автора «Криминального чтива»? Непонятно. Но чувство огромных возможностей все равно остается.
Неясно также, чем будет заниматься Тарантино в Москве, кроме как поучаствует в открытии фестиваля, представив вторую часть «Убить Билла», и откушает с Никитой Михалковым. Говорят, что посетит выставку обретенного Фаберже.
Жаль, поторопились лимоновцы со своей акцией протеста в кремлевском музее – могли бы развлечь гостя листовками и бунтарскими повадками.
Печальных новостей две. Самое грустное – не будет нового фильма Вонга Кар-Вая «2046». После Каннского фестиваля режиссер увез ленту домой, в Гонконг, чтобы спокойно предаться окончательному монтажу. Москву он уже видел на одном из прошлых кинофестивалей, когда привозил «Любовное настроение». Кажется, тогда же он пообщался с московской милицией, заподозрившей в нем гастарбайтера. А может, и неправда это. Но вот – не приедет.
Не будет в программе ММКФ и политического памфлета «911 по Фаренгейту». Майклу Муру показалось, что нужно перемонтировать финал, и от приглашения Московского кинофестиваля он отказался.
Пока серьезные люди работают, мы ломаем голову над тем, как не пропустить самое интересное на фестивале. Задача непростая.
В сущности, каждый ММКФ – это хороший повод определиться в жизни, понять, кто ты есть на самом деле. И каждый год вносить коррективы.
Например, являясь деятельной молодежью, следует посетить программу «Гала-премьеры». Здесь покажет несколько сверхактуальных работ, большинство из которых являются вдобавок отличным кино. В первую очередь, это «Old Boy» (перевести название как «Старый мальчик» организаторы почему-то не решились).
Картина корейца Парк Чан-Вука, постановщика «Объединенной зоны безопасности», — вообще чуть ли не самое интересное из того, что покажут на фестивале.
В той же программе гвоздь Берлинале «Головой о стену», исполнительница главной роли которого оказалась актрисой порнофильмов, «Дурное воспитание» Педро Альмадовара, «Самаритянка», как всегда, неукротимого Ким Ки-Дука, «Слон» Гаса ван Сента и «Только не в губы» великого Алена Рене. Все эти фильмы пойдут в прокате, правда, некоторые довольно нескоро. Скромное удовольствие увидеть их раньше всех прилагается к большому удовольствию от большого кинематографа.
В программе «Ателье» занимательной кажется картина «Догвилль — признания», посвященная съемкам фильма Ларса фон Триера. В программе «Вокруг света» — прошлогодний Джармуш со сборником короткометражек «Кофе и сигареты», «Откровенное признание» Патриса Леконта и прославленный «Усама» — хроника страданий афганских женщин при талибах (организация запрещена в России).
Этот уровень потребления программы ММКФ требует сложного сочетания снобизма и конформизма, но в нем есть своя доблесть.
Особенное раздолье тем, кто определился как патриот. Таких ждут две программы: «Русский след» и «Российская программа». В первой собраны ленты, так или иначе причастные к России – сюжетом, кастингом или просто местом съемки. Во второй – работы последних лет, в том числе не получившие широкого проката, ретроспектива Протазанова и неизбежные «72 метра». Особое внимание следует обратить на «Шизу» Гульшат Омаровой и «Реку» Балабанова – незаконченную из-за трагической смерти исполнительницы главной роли, но все равно изумительную.
Радикальных снобов ждет «Медиа Форум» — конкурс видеоарта, который пройдет в «Клубе на Брестской».
Тем, кто никак не может определиться, следует выбрать какой-то простой механический принцип.
Например, смотреть азиатское кино, которого на фестивале будет довольно много – Япония, Китай, Таиланд, Корея. С большой вероятностью попадется что-то интересное.
Другой вариант – слушать сердце. Например «Девушка из стратосферы», рассказывающая о 18-летней художнице манга из Германии, которая едет в Японию и расследует там убийство, может оказаться занимательной. Или вот «Прогулка по воде» — история отношений наемника Моссада, охотящегося за бывшим нацистом, с внуком своей жертвы – вполне безобидным геем. «Путешествие в невидимый мир» — документалка про жителей Исландии, которые общаются с эльфами.
Подробнее можно определиться на сайте ММКФ и начать искать себя с 18 по 27 июня.