Жалобы шестерых чеченцев были подготовлены и поданы в европейские инстанции еще в апреле--мае 2000 года. В августе того же года правительство России было уведомлено о том, что против него готовится судебный процесс. Дальше, по стандартной процедуре, в течение года велась переписка по данным делам через суд между представителями заявителей (необходимую юридическую помощь им с самого первого дня оказывали юристы из правозащитного центра «Мемориал») и представителем правительства России. В итоге 19 декабря 2002 года суд признал все жалобы чеченцев приемлемыми и приступил к их предметному рассмотрению.
В среду этот этап предварительного изучения завершился, и была назначена дата ключевого заседания – 23 сентября.
Осенью интересы чеченцев в Страсбурге будут представлять Кирилл Коротеев из «Мемориала» и профессор Лондонского университета Metropolitan Уильям Боуринг. С одним из них – Кириллом Коротеевым – «Газете.Ru» удалось связаться и узнать у него подробности готовящегося процесса.
Выяснилось, что пять заявителей обвиняют правительство России в нарушении следующих статей Международной конвенции по правам человека: статьи о праве на жизнь, о запрещении пыток, о праве на эффективное средство защиты. Еще один заявитель преследует правительство России за несоблюдение статьи Конвенции по правам человека о защите собственности. Заявители утверждают, что российские войска неправомерно убили в Чечне их родственников, подвергли их самих бесчеловечному обращению, уничтожили имущество. При этом органы прокуратуры России не провели по их жалобам, подававшимся в соответствующие органы, надлежащего расследования, и никто не понес за содеянное никакого наказания.
Сейчас все жалобы объединены в три дела. Первое касается «зачисток», которые проводились российскими военными в январе 2000 года в Старопромысловском районе Грозного. Тела брата и сестры Магомеда Хашиева, а также брата Розы Акаевой были найдены вскоре после зачисток со следами огнестрельных ранений. Суд Ингушетии, куда обратились родственники погибших, возбудил уголовное дело только в мае 2000 года, хотя факт насильственной смерти был установлен еще в феврале того же года. Само же расследование неоднократно приостанавливалось, вновь возобновлялось, но до конца доведено не было.
Жалобы Медки Исаевой, Зины Юсуповой и Либкан Базаевой также будут рассматриваться вместе. Все трое находились в колонне беженцев, которые пытались покинуть Чечню 29 октября 1999 года. Накануне появилось сообщение, что открыт «коридор» для выезда в Ингушетию. Но контрольно-пропускной пункт оказался закрыт, потому сотни машин с беженцами вынуждены были развернуться обратно в сторону Грозного.
У села Шаами-Юрт колонна была атакована с воздуха, в результате чего десятки людей были убиты и ранены, а также повреждено имущество. У первой заявительницы во время этого налета погибли двое детей и невестка, вторая — была тяжело ранена, у третьей — уничтожено принадлежавшее ее семье имущество.
Она отдельно отметила факт нанесения ей обстрелом душевной травмы. Уголовное дело по факту гибели родственников заявительниц было возбуждено также спустя полгода – в мае 2000 года — и вскоре закрыто за отсутствием в действиях летчиков состава преступления.
Шестая жалоба подана Зарой Исаевой. При обстреле федеральными силами села Катыр-Юрт в феврале 2000 года были убиты ее сын и три племянницы. «Российское правительство настаивает, что смерть родственников заявительницы наступила в результате абсолютно необходимого применения силы. Расследование данного дела было также прекращено за отсутствием в действиях военного командования, летчиков и артиллеристов состава преступления», — говорится в заявлении «Мемориала». Однако Зара Исаева с таким решением не согласна и намерена оспорить его в Страсбурге.
Позиции сторон по всем этим трем делам будут оглашены в Страсбурге на слушаниях в сентябре: перед Европейским судом выступят представители заявителей и правительства России, им будут заданы вопросы и выслушаны их аргументы. Окончательный вердикт суда станет известен позже.
«Обычно решение выносится через три-четыре месяца после слушаний», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» юрист правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев, который ведет эти дела.
«При удачном для обратившихся исходе рассмотрения жалоб суд, во-первых, признает наличие нарушения статей Конвенции по правам человека, на которые мы ссылаемся, во-вторых, может присудить моральную компенсацию, материальную и за расходы на юристов, — пояснил Коротеев. – Вопрос о материальной компенсации есть в нескольких делах: разбомбленное имущество, потеря доходов в связи со смертью кормильца. Пока по российским делам суд более пяти тысяч евро не присуждал».
В случае удовлетворения материальных притязаний заявителей российское правительство должно будет выплатить требуемые суммы, иначе оно будет подвергнута дополнительным штрафам. Скорее всего, считает Коротеев, власти действительно будут компенсировать нанесенный ущерб, если их к тому обяжет суд. Во всяком случае, заявители и их представители считают, «что есть все доказательства, чтобы суд принял решение в их пользу». Правда, как заметил, Коротеев, чеченцы обратились в суд отнюдь не за деньгами: «основная цель российских заявителей по этим делам, — получить какую-то справедливость. Чтобы кто-то в этом мире сказал, что их убивали и подвергали жестокому обращению».
Таким образом, скорее всего, этот суд превратится в суд над российской военной кампанией в Чечне вообще.
Тем более что в случае удовлетворения исков будет создан крайне неприятный для российских властей прецедент – с аналогичными жалобами в Европейский суд смогут обратиться сотни, если не тысячи других жителей Чечни, которые потеряли во время наведения в республике конституционного порядка родственников и имущество.