В Мещанском межмуниципальном суде Москвы сегодня в 11.00 началось первое слушание по существу уголовного дела бывшего руководителя компании ЮКОС Михаила Ходорковского, бывшего главы компании МЕНАТЕП Платона Лебедева и бывшего директора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова.
У здания суда уже около десяти часов утра собралась большая толпа. С каждой минутой происходившее все больше напоминало «толкучку» у советского магазина, куда завезли дефицитный товар. Первыми к закрытым дверям суда прибыла достаточно многочисленная группа сторонников Ходорковского и Лебедева. Основную их часть (примерно 30 человек) составляли молодые люди (в беседе выяснилось, что все они студенты московских вузов), одетые в ярко-красные футболки с надписью «Свободу МБХ!». В руках у студентов были портреты подсудимых и плакаты «Требуем по-настоящему открытого и справедливого суда!», «Осуждение невинного — осуждение самих судей».
За студентами у дверей расположилось примерно 20-25 телеоператоров, множество фотокорреспондентов, к которым постепенно присоединилась толпа примерно из пятидесяти пишущих журналистов.
В какой-то момент вся эта людская масса двинулась к дверям. Пять спецназовцев, охранявших вход, были вынуждены вызывать подкрепление. Прибежали еще двое, и журналистов от дверей оттеснили.
До 11 часов в суд не впускали даже адвокатов. Приехавший первым адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт дернул дверь, убедился, что закрыто, и пошел прочь. На вопрос журналистов об ожиданиях от сегодняшнего заседания бросил: «Чисто техническое заседание». К этому адвокат добавил только то, что ходатайство об изменении меры пресечения экс-менеджерам ЮКОСа подавать сегодня не планирует. Кроме Шмидта, в адвокатской группе к суду прибыло в общей сложности человек пятнадцать. Не было только основного защитника Генриха Падвы, что потом сыграет решающую роль в ходе заседания.
Наконец в здание суда доставили сначала Ходорковского, затем Лебедева. Их провели через боковую дверь. Большинство собравшихся их даже не увидело.
Поняв, что заседание начинается, журналисты стали пробиваться ко входу, объясняя охране, что пресса должна быть допущена в зал, так как слушания объявлены открытыми.
В этот момент перед прессой появился Иван Иванович. Так звали усатого человека, работающего, как выяснилось, в Мещанском суде приставом. Фамилии он не назвал, зато сообщил репортерам другую новость: в зал пустят только восемь человек.
Такое ограничение Иван Иванович объяснил любопытным образом: дескать, приехавшие на процесс иностранные адвокаты подсудимых (8 человек) заняли часть мест, изначально предназначенных для прессы. «Кто пойдет, разбирайтесь сами», — сказал охранник. После этого на дверь пошли штурмом, и селекцией журналистов были вынуждены заниматься спеназовцы-привратники. Крепкие молодые люди выбрали исключительно девушек, кричавших неистовее других.
Корреспондент «Газеты.Ru» первоначально не допущенный в зал, поинтересовался у спецназовца: «Почему?» «Вы плохо о нас пишете!» — ответил спецназовец.
После этого у здания суда возникла «очередь по записи». Журналистам присвоили номера очередности для входа в зал во время ближайшего перерыва. Кто-то писал номерок на руке.
Впрочем, перерыва пришлось ждать недолго. Сначала из зала выпроводили восьмерых удачливиых репортеров, объявив им, что «начинается проветривание помещения».
В начале второго к прессе вышла адвокат Платона Лебедева Елена Липцер и объявила, что рассмотрение дела по существу еще не начиналось и начнется не сегодня.
Дело в том, что в начале сегодняшнего заседания защита Ходорковского обратилась к суду с ходатайством временно отложить слушания по существу в связи с болезнью адвоката Падвы. Как сообщили адвокаты, Падве только вчера была сделана операция и у него больничный до 21 июня. Адвокаты особенно обратили внимание суда на то, что в ходе предварительных слушаний Ходорковский сам ходатайствовал о том, чтобы заседания не проходили в отсутствие Падвы. Просьбу защиты суд в принципе удовлетворил. Правда, начало слушаний по существу пока не названо. В любом случае, они вряд ли начнутся ранее 21 июня.
Кроме того, как удалось выяснить корреспонденту «Газеты.Ru», на сегодняшнем заседании судьи Колесникова, Максимова и Клинкова рассмотрели еще одно очень интересное заявление. В начале слушаний представители российских телеканалов подали суду заявление с просьбой допустить операторов в зал заседаний. Против этого из участников процесса возразил только представитель Генпрокуратуры. На этом основании судьи вынесли компромиссное решение: пускать камеры в зал только перед началом заседаний и в перерывах.