Речь о Саддаме Хусейне зашла на пресс-конференции, которую Джордж Буш дал во вторник вечером, встретившись с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Поводом было вчерашнее сенсационное заявление премьер-министра временного правительства Ирака Айяда Алави. В интервью катарской телекомпании «Аль-Джазира» тот сообщил, что сидящий в тюрьме Хусейн может быть передан иракским властям уже в ближайшие две недели, имея в виду, очевидно, что иракцы получат право требовать этого после официальной передачи власти в Ираке местным властям, которая согласно принятой резолюции СБ ООН состоится 30 июня.
В отличие от иракского премьера, Буш никаких дат называть не стал, хотя и подтвердил, что США в конце концов отдадут бывшего президента иракцам. По словам американского президента, это произойдет, когда настанет «подходящий момент».
Белый дом сомневается в том, что иракские власти будут способны удержать Хусейна под стражей. «Мы должны убедиться в том, что будут приняты соответствующие меры безопасности, — объяснил Буш. — Когда иракцам будет передана власть, я хочу просто быть уверенным, что Саддам останется в тюрьме. Это все, что мы говорим. И я знаю, что в конце концов он останется в тюрьме».
Смысл туманного заявления президента США попыталась разъяснить «Би-Би-Си», процитировавшая главу американской администрации в Ираке Пола Бремера, который высказался на ту же тему. «Если они его попросят, а у меня есть все основания считать, что это произойдет, мы его передадим», — сказал Бремер, добавив при этом, что есть разница между юридическим и физическим контролем над арестованным экс-президентом. Проще говоря, Хусейн будет передан иракским властям только юридически, то есть номинально, а фактически он останется под надзором американских военных и, может, даже в той же тюрьме, что и сейчас. Где именно, держится в секрете, но в качестве возможных мест содержания Хусейна называют американскую военную базу недалеко от столицы Катара Дохи или же какую-нибудь из тюрем в Ираке.
Юридическая передача иракским властям Хусейна означает, что они смогут устроить судебный процесс над ним, как и собирались, до конца этого года. Трибунал для этого уже создан.
Его возглавил Салем Чалаби, получивший юридическое образование в США. По словам Чалаби, Хусейну будут предъявлены самые жесткие обвинения из всех, которые возможны в принципе: в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях в ходе карательных операций против курдов и шиитов. Среди эпизодов, которые будут фигурировать в заключении, газовые атаки против курдских городов в 1988 году и жестокое подавление шиитского восстания после войны 1991 года.
Что касается защиты Хусейна, то ее, как известно, по просьбе родственников арестованного экс-президента возглавил французский адвокат Жак Верже, известный участием во многих скандальных процессах. Вчера он сообщил, что собирается вызвать в суд для дачи показаний главу Пентагона Дональда Рамсфельда и госсекретаря США Генри Киссинджера. Достаточным основанием для вызова Рамсфельда Верже считает фотографию, на которой Хусейн и министр обороны США пожимают друг другу руки. Против американского руководства будут выдвинуты встречные обвинения. По мнению Верже, «обвиняющий должен стать обвиняемым».