Во вторник Северный флотский военный суд вынес приговор по уголовному делу о гибели атомной подводной лодки К-159. Вице-адмирал Геннадий Сучков, отстраненный в конце 2003 года от должности командующего Северным флотом, был признан виновным по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности гибель людей») и приговорен к четырем годам лишения свободы условно (с испытательным сроком два года). При этом суд не стал лишать его права занимать командные должности на три года, как предлагал гособвинитель помощник главного военного прокурора России Игорь Мурашкин. При вынесении приговора Северный флотский военный суд учел смягчающие вину обстоятельства: наличие у Сучкова несовершеннолетнего ребенка, безупречные характеристики по службе, наличие нескольких государственных наград.
Как сообщили в суде, к концу процесса, который длился более четырех месяцев, материалы дела насчитывали 29 томов. В суде были допрошены 103 человека, в том числе главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов, должностные лица Главного штаба ВМФ, представители командования Северного флота. В качестве экспертов и специалистов на заседаниях выступили семь ведущих ученых страны в области кораблестроения и военных наук. Были представлены материалы семи экспертиз, прослушаны записи переговоров командного пункта штаба Северного флота с буксировщиком и подлодкой К-159, просмотрена видеозапись осмотра затонувшей атомной подводной лодки, изучена техническая и иная документация.
По словам главкома ВМФ Владимира Куроедова, ответственность Геннадия Сучкова заключалась в том, что руководство флота, которым он командовал, не проверило готовность лодки к буксировке и плохо провело саму операцию.
По его мнению, «причина трагедии — в элементарном невыполнении тех требований, которые заложены в нормативных и технических требованиях по буксировке». Куроедов рассказал, что за 12 часов до потопления К-159 руководство флота получило информацию об ухудшении погоды. «В нормативных документах записано: буксировка разрешена при волнении моря до трех баллов. Но никто не среагировал на прогноз. В технических документах записано: буксировка может проводиться со скоростью до 3 узлов, скорость была 4,5 узла», – сообщил главком.
В то же время сам адмирал Сучков, выступая в минувшую пятницу с последним словом, не признал себя виновным в случившемся. Интересно, что его вину не счел доказанной и адвокат Борис Кузнецов, представлявший в суде интересы родственников погибших моряков. А 28 апреля он даже отказался от дальнейшего участия в процессе. Свое решение он объяснил расхождением своей позиции и позиции потерпевших. «Я считаю, что вина Сучкова не доказана, — сообщил «Газете.Ru» Кузнецов. — Нельзя выносить приговор, пока не поднят сам корабль». Кроме того, Кузнецов считает, что обвинение Сучкова в том, что он не послал на место трагедии вертолет, также не оправданно. При ветре в 20 м/с, по мнению адвоката, это могло бы привести к еще одной трагедии.
Вообще, судебный процесс над адмиралом вызвал много споров. С одной стороны, государственный обвинитель Игорь Мурашкин, выступая 27 апреля в суде, попросил приговорить Сучкова к четырем годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении, а также лишить его права занимать командные должности. С другой — жена одного из погибших моряков Инна Соколова, выступая 13 мая в прениях сторон, просила суд приговорить Сучкова «к высшей мере наказания» (то есть, как пояснил ее адвокат «Газете.Ru», к пяти годам заключения – максимальному сроку, предусмотренному ч. 2 ст. 293 УК РФ). В то же время адвокаты адмирала вообще просили суд признать Сучкова полностью невиновным. Они так же, как и адвокат Кузнецов, считают, что вина адмирала не была доказана.
После выхода Кузнецова из процесса защищать интересы потерпевших продолжила адвокат Светлана Белова. Как она рассказала «Газете.Ru», родственники погибших остались недовольны вынесенным приговором и считают его слишком мягким.
По словам Беловой, потерпевшие уверены, что за девять жизней адмирал должен отправиться в тюрьму.
Вероятнее всего, в течение десяти дней они подадут кассационную жалобу для ужесточения приговора, сообщила адвокат.
Защитники адмирала тоже намерены обжаловать в вышестоящей инстанции (Военной коллегии Верховного суда России) решение Северного флотского военного суда. «Мы однозначно будем обжаловать это решение, — заявил адмирал после оглашения приговора. — Мы надеялись, что суд сумеет разобраться в том, что происходило во время трагедии, но этого не произошло». По словам адмирала, в ходе процесса и перед его началом на него оказывалось давление со стороны вышестоящих офицеров. Сучков уточнил, что ему предлагалось «деятельно раскаяться», и в этом случае дело не было бы доведено до суда.