Вы все еще хотите съездить в провинцию? Тогда она идет к вам. Проект Третьяковской галереи «Золотая карта России» представляет двадцать третьего экспонента – Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
У москвичей становится все меньше культурных поводов выбираться за пределы мегаполиса. Курская областная картинная галерея или Таганрогский музей вряд ли удивят чем-нибудь зрителя, регулярно посещающего выставки «Золотой карты». Главные хиты этих музеев уже побывали в Москве. В течение последних пяти лет провинциальные хранилища искусства сами приезжают в столицу и показывают лучшее из своих фондов. Пыльные «Икарусы», «Золотое кольцо», промышленные объемы ростовской финифти и вологодских деревянных птиц – все это теперь в прошлом. Виртуальный Русский музей, выездные показы региональных сокровищниц, нетленка с доставкой на дом – вот что предлагается сегодня в качестве культурного фаст-фуда для москвичей.
Если серьезно, то это здорово, что можно увидеть экспонаты Омского, например, музея в родной и привычной Третьяковке.
Поездку за 2555 км, если таковая в вашей жизни случится, это не отменит, но не всем ведь доведется побывать в колчаковской столице белой России, а музей там не из последних.
Прошлой осенью Московский центр искусств, прежде чем закрыться, удивил зрителей «Голландцами из Сибири» — качественной голландской живописью из Омского и Томского музеев. Это было почти откровением для столичной публики: работы Яна ван Гойена, Герарда ван Донка, Изаака ван Остаде, Давида Тенирса Младшего и других приехали оттуда, где мало кто предполагал их существование. Третьяковка не стала повторять «открытие», а согласно своему статусу национальной галереи показала коллекцию русского искусства из Омска. Правда, сопроводив его настоящими сибирскими сокровищами – золотом из сарматских курганов II в. до н. э. – IV в. н. э.
Золотишко это было найдено в 1980-х годах в двух неразграбленных царских захоронениях. То, что курганы не были до того посещены «бугровщиками» (искателями золота) — уже редкость. Например, сибирская коллекция Петра I, хранящаяся теперь в золотой кладовой Эрмитажа, состояла из вещей, добытых грабителями курганов. Но еще интересней, что золото, показываемое в Третьяковке, изготовлено было в Центральной Азии. Изображенные на нем грифоны, звери и сюжеты – из мифологии иранских народов.
Древние жители Сибири каким-то образом ассимилировали в свою культуру импортную нечисть, и стала она исконно сибирской.
(Все-таки интересно, что они придумали по поводу грифона?)
От сарматов экспозиция прыгает прямо в ХХ век – к Врубелю, «Бубновому валету» и «Червонной тройке» – вольному объединению омских футуристов 1920-х годов. Тут надо пояснить, что Врубель родился в Омске, оставив землякам право гордиться и называть его именем музеи, но прожил там только три первых года своей жизни. И на выставке показаны плафоны для московского особняка – обычная заказная работа с розочками и облаками, узнаваемо врубелевская, но не поражающая талантом. Кончаловский, Машков, Ларионов, Лентулов представлены весьма качественными вещами. В Омске оказались даже работы Алексея Явленского, весьма редкого автора в российских музеях.
Местный авангардный бум, насколько можно судить по выставке, случился позже, чем в Москве или Питере, но родил вполне конкурентоспособные образцы художества. Были здесь и омские «набиды» – «Червонная тройка», и хорошая, слегка футуристическая графика художника Бибикова, и аналог немецкого экспрессионизма в акварелях Волкова. По примеру своих древних предков омичи заимствовали и грамотно перерабатывали под себя чужие художественные мифы.
Третьяковская галерея. Лаврушинский пер, 12. «Сибирь неизвестная: сокровища курганов, Михаил Врубель, «Бубновый валет», «Червонная тройка» и другие…» – до 8 августа.