Об этом в интервью «Газете.Ru» заявил один из ведущих экспертов в области проблем Северного Кавказа, бывший глава Министерства национальностей, а ныне сенатор от Саратовской области Рамазан Абдулатипов.
— Рамазан Гаджимурадович, насколько оправданной, на ваш взгляд, является идея внесения изменений в конституцию Чечни с тем, чтобы сделать преемником Ахмада Кадырова его сына — Рамзана?
— Дань памяти Ахмаду Кадырову и тому, что он делал, должна быть отдана. Это бесспорно. Но не обязательно, чтобы его сын Рамзан был преемником. Менять конституцию не надо. Этим решением мы загоняем Чечню в средневековье. Рамзан вел себя мужественно, крепкий парень, хотя и молодой. Думаю, у него есть большое будущее на той должности, которую ему сегодня определили (Рамзан Кадыров назначен первым вице-премьером Чечни. – «Газета.Ru»). У него сейчас высокая должность, и никаких эксцессов не должно быть.
Я был первым, кто фактически привел Ахмада Кадырова к тогда еще председателю правительства Владимиру Путину и всячески способствовал, чтобы именно он был у власти в Чечне. Я очень хорошо отношусь к его семье, его родственникам, но кадровая политика в Чечне была далека от совершенства все эти годы. В общем, я не стал бы трогать конституцию.
— Вы не исключаете, что в Чечне может быть введено прямое президентское правление? Может быть назначен человек из центра до того времени, пока не пройдут выборы?
— Если мы не смогли исключать такую смерть Ахмада Кадырова, то что еще можно исключать? Но я хотел бы напомнить, что прямое правление не предусмотрено конституцией. Надо искать дополнительные варианты. Если мы сейчас будем трогать конституцию, сделаем очень большой шаг назад. В Чечне достаточно людей, кто знает ситуацию и может контролировать обстановку в республике. Есть же полпред Владимир Яковлев. Человек вполне разумный. Думаю, что Путин на это (изменение конституции. – «Газета.Ru» ) не пойдет все-таки.
— Кого можно рассматривать сегодня в качестве преемника, кроме сына Кадырова?
— Кандидатур много. В республику должны прийти люди, поддерживающие хорошие отношения с родом Кадырова. Есть и Асламбек Аслаханов, который освободил в свое время Кадырову пост. Есть очень крепкий и правильно все годы себя ведущий Бислан Гантамиров, какие-то шансы есть у сенатора от Чечни Умара Джабраилова, у которого в Чечне, кстати, тоже есть поддержка. Главная трагедия и федерального центра и откомандированных в том, что центр всех подозревал – начиная от последнего бандита, до президента Чечни. Надо вернуть то доверие, которое оказали в свое время Ахмаду Кадырову. Любые ставленники – люди, неспособные его заменить. Сравните: того же Абрамова и Бабича не обязательно было туда посылать. Это же очевидно, что по уровню подготовки они во много раз уступают местным политикам.
— Если Рамзан Кадыров все-таки станет президентом, в Чечне начнутся массовые волнения?
— Многие СМИ еще перед тем как Ахмад Кадыров стал президентом, раздували такую возможность. Это не так. У Рамзана сегодня замечательная должность. И он должен быть привержен конституции, так как она писалась в том числе при участии его отца. Нарушать сегодня ее – перечеркивать то, что было сделано Ахмадом Кадыровым.
— Новый президент должен быть человеком из тейпа Кадырова?
— Не совсем так. Такой акцент на принадлежности к одному тейпу делают больше московские журналисты. Вот к примеру, Кадыров и Абдуллаев из одного тейпа, но они никогда не ладили друг с другом. Современное чеченское общество мы постоянно загоняем в архаические образования. Чечня остается кризисным регионом. Управлять кризисным регионом должны смелые, сильные люди. Таким человеком пытался стать Кадыров.
Гонки на выборах не должно быть. Поэтому кандидатура должна быть согласована между тремя сторонами: родом Кадырова, чеченским обществом и президентом России. Они должны согласовать свои действия не с точки зрения «хорошая кандидатура — плохая», а исходить из того, кто сможет способствовать восстановлению мирной жизни в республике.