Вторая церемония вступления в должность президента Владимира Путина тоже прошла в Андреевском зале московского Кремля. Депутаты проходили на территорию Кремля со стороны Васильевского спуска, как обычно. Машины на территорию Кремля не пустили, поэтому депутатам, послам и губернаторам пришлось идти пешком до Большого Кремлевского дворца. Президентский же Mercedes довез Путина до самого подъезда.
А еще гости инаугурации мучались от жажды. Депутат Алексей Митрофанов рассказал «Газете.Ru», что в отличие от прошлого раза перед церемонией инаугурации не угощали ни шампанским, ни водой. А на улице было очень жарко.
«Все-таки 1700 человек собралось. Думаю, вода была бы уместной», — пожаловался Митрофанов. Правда, отсутствие выпивки решили компенсировать памятными подарками. Всем гостям подарили голограмму с изображением Кремля и памятную медаль, выпущенную по случаю второй инаугурации Путина.
Наблюдать за тем, как президент кладет руку на главный экземпляр Конституции РФ и приносит клятву, выпало только руководству Думы и Совета федерации. В их приглашениях было четко указано — «в Андреевский зал». Такие приглашения получили председатели палат Борис Грызлов и Сергей Миронов, а также вице-спикеры Федерального собрания и председатели профильных комитетов. Остальные депутаты и сенаторы, а также представители дипломатического корпуса наблюдали из-за заграждений только проход президента из Георгиевского зала. По словам депутата Владимира Рыжкова, «несмотря на красивую эстетическую процедуру, она (инаугурация. – «Газета.Ru») не вполне соответствовала Конституции России».
«Это было скорее не принесение присяги президентом, а такое торжественное шоу вступления в должность. По Конституции, президент приносит присягу перед членами Федерального собрания, а на самом деле было приглашено около двух тысяч человек: послы, депутаты, председатели региональных заксобраний, губернаторы, активисты «Единой России». Поэтому не было понятно, сколько было депутатов, и был ли вообще кворум».
Многие из опрошенных «Газетой.Ru» депутатов тоже отмечали, что процедура с юридической точки зрения была не совсем корректной. «В этом смысле инаугурация Ельцина была более корректной, — вспомнил Владимир Рыжков. — Она проходила в большом Кремлевском дворце съездов. Президент вышел на сцену, а в зале было видно, что есть сектор, где сидят депутаты Госдумы и члены Совета федерации».
Коллеге Рыжкова Сергею Бабурину торжественное мероприятие в Кремле понравилось, но недовольство, что ему не дали посмотреть на Путина, тоже присутствовало. «Ритуал вступления в должность в Кремле в старинных залах – это красивый ритуал. Я считаю, что в России должны быть ритуалы, по которым глава государства вступает в должность. Мне понравилась речь президента. Она была лаконичной и соответствовала моим представлениям о ценностях державного зала, — отметил он в беседе с «Газетой.Ru». – Но меня смутило то, что парламентский корпус был разбросан по нескольким залам. Надо бы как-то совместить ритуал, отработанный со времен уже двух инаугураций Путина, когда собирались во дворце съезда и присутствовали реально при присяге президента с церемонией в зале Кремля».
«Ну всех-то в один зал не сведешь ведь, все было видно из других залов. Кому-то хотелось встать поближе к президенту, но все не встанут, так не бывает», — поделился с «Газетой.Ru» впечатлениями Геннадий Райков («Единая Россия»).
Другое неудобство ожидало депутатов на выходе: кремлевская охрана попросила всех гостей оставить мобильные телефоны у охраны. В целом, это обычная процедура. Многие из частых гостей в Кремле на этот случай телефоны вообще не берут. Те же, кто не знал об этом, вынуждены были складывать их в один ящик. По словам наблюдавшего за процессом депутата Митрофанова, после инаугурации это создало дополнительные неудобства. Гости толкались, хватали чужие мобильники и создавали давку. «Думаю, произошли подмены, поскольку все телефоны одинаковые. Лежала такая груда мобильников, каждый подходил и хватал. Конечно, охранник смотрел, но что он мог сделать?» — ужаснулся Митрофанов.
Депутатам также не разрешили приходить без галстуков и фотографировать президента. Причины таких строгостей им не объяснили.
Экс-кандидату в президенты Олегу Малышкину это особенно не понравилось: «Я бы разрешил и форму без галстука, и фотографироваться с президентом. Это же не связано с безопасностью. Не понимаю, к чему такие ограничения».
Значительная часть депутатов Думы вообще не пошла на путинскую присягу, предпочтя отдых на дачах или встречи с избирателями в округе.
Так, на церемонию не приехал глава московского отделения КПРФ депутат Александр Куваев. Свое отсутствие он объяснил подготовкой к празднованию Дня Победы, а также несогласием с курсом президента. Куваев сообщил «Газете.Ru», что консолидированного решения – ходить или нет на инаугурацию, — в КПРФ не принималось. Лидер «Родины» Дмитрий Рогозин также не приехал, а отправился на майские праздники в Воронеж, в свой избирательный округ. Другой депутат от «Родины» Виктор Алкснис заявил, что на подобные мероприятия не ходит в принципе. «Для некоторых это шанс показать, что ты входишь в реальную политическую элиту России, покрутиться перед телекамерами, пожать руки. Я не вижу в этом смысла, тем более что наблюдать эти пышные мероприятия надоело, в конце концов».