Опасаясь, что военные учения, проводившиеся грузинской армией с 30 апреля по 2 мая вблизи от административной границы Аджарии, а также в акватории порта Поти, могут быть использованы как прикрытие для вторжения в автономию, Аслан Абашидзе в воскресенье отдал приказ взорвать три моста на административной границе с Грузией. Кроме того, в аджарских городах Кобулети и Цихисдзири было разобрано железнодорожное полотно, соединяющее Батуми с Грузией. Абашидзе заявил, что эти меры являются превентивными, они должны помешать центральным властям ввести в автономию тяжелую военную технику.
Михаил Саакашвили отреагировал на беспрецедентные действия аджарского руководства проведением экстренного совета безопасности Грузии. По его итогам Аслану Абашидзе был предъявлен следующий ультиматум: в десятидневный срок он «должен положить конец нарушениям прав человека, арестам и избиениям…, восстановить нормальный режим законности и порядка и начать сдачу оружия». В противном случае Саакашвили пригрозил своим указом распустить местные органы власти и назначить досрочные выборы главы автономной республики.
Грузинский президент особо подчеркнул, что смена власти в Батуми по инициативе центральных властей не скажется на статусе и правах Аджарии – она останется автономной республикой.
Саакашвили посоветовал Абашидзе «воздержаться от провокаций» и заверил, что власти республики не намерены применять силу при разрешении конфликта с Аджарией. Однако пообещал, что усилиями грузинского правительства и прежде всего МИДа будет сделано все возможное, чтобы обратить внимание мировой общественности на произвол, происходящий в Аджарии, и необдуманные шаги ее нынешнего руководства, которые ведут к гуманитарной катастрофе (из-за взрыва мостов в республике, как утверждают в Тбилиси, в ближайшие дни могут начаться перебои с продовольствием).
И МИД достаточно оперативно выпустил специальное заявление по ситуации в Аджарии, в котором факт взрыва был назван «явной провокацией, которая ставит целью провоцирование военной интервенции как единственного способа самосохранения». МИД заявил, что он «категорически отрицает любую распространенную информацию об использовании силы против Автономной республики Аджария». В то же время лидер Аджарии был обвинен в нарушении прав человека. «Действия Аслана Абашидзе являются продолжением той политики, которую он осуществляет в последнее время, — блокирование гуманитарных грузов, разгон мирных манифестаций, незаконный арест граждан, раздача оружия населению и закрытие границ. Действующий по устаревшей системе и старыми методами Абашидзе находится в изоляции. У него нет чувства элементарной ответственности, и тем самым он подвергает опасности население региона», — сказано в заявлении МИДа.
Далее МИД Грузии призвал дружественные государства и страны-партнеры «однозначно оценить факты нарушения прав человека в регионе с тем, чтобы Аслан Абашидзе не рассчитывал на поддержку со стороны мирового сообщества».
В качестве подтверждения своих слов о готовности к несиловому решению конфликта Михаил Саакашвили отдал в понедельник приказ о выводе из района учений переброшенной туда военной техники. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на минобороны Грузии, железнодорожным составом из Поти уже вывезены 40 танков с зенитными установками, бронетехника и другая военная техника, принимавшая участие в учениях. Город Поти оставила и большая часть военнослужащих внутренних войск МВД и минобороны Грузии. В постоянные места дислокации вернулась боевая авиация. Министерство обороны Грузии объявило, что пока в Поти остается рота батальона «Шавнабада», а также те военнослужащие и техника, которые приписаны к военно-морским силам Грузии, дислоцированным в Поти.
Абашидзе на эти действия грузинского президента, как и на сам ультиматум, пока не отреагировал. Он лишь заявил в интервью «Би-би-си», что не понимает грузинских властей, которые создают третий региональный конфликт на территории своей страны: «Они потеряли Абхазию, Осетию, а теперь делают такое с Аджарией. Как они будут идти с нами на переговоры, когда они делают такое с грузинской автономией?»
В шоке от происходящего в Грузии находятся и в Совете Европы. Позиция, занятая руководством СЕ в этом конфликте, схожа с позицией российского МИДа: и там, и там выражают крайнюю обеспокоенность происходящим и говорят об опасности дальнейшей эскалации противостояния.
По этому поводу генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер выпустил специальное заявление, где сказано, что его шокируют факты, которые имеют место в одной из стран-членов Совета Европы: «В то время, когда Евросоюз празднует свое расширение с 15 до 25 членов, …там взрываются мосты, так как представители центральной и местной властей потеряли способность вести диалог». «Я настоятельно призываю обе стороны, президента Грузии Михаила Саакашвили и главу Аджарской автономии Аслана Абашидзе, принять все меры для приостановления этой опасной эскалации, — обратился к ним Швиммер. — Мост можно восстановить, но нельзя вернуть жизнь хотя бы одному человеку, погибшему от выстрела». Генсек Совета Европы подтвердил готовность «оказать содействие диалогу и помочь Грузии сформировать дееспособную правовую базу во взаимоотношениях между центральным руководством и автономией». Таким образом, в СЕ обращение грузинского МИДа предпочли проигнорировать, дав понять, что виновными в сложившейся ситуации считают обе стороны.
Между тем, МГБ Грузии заявило о том, что не исключает возбуждения уголовного дела по факту подрыва мостов на границе с Аджарией в отношении отставного российского генерала Юрия Неткачева.
По информации грузинских спецслужб, именно он руководил операцией по уничтожению мостов в Чолоки и Какуты. Как заявил заместитель министра госбезопасности Грузии Георгий Угулава, в настоящее время идет проверка оперативных данных. Достоверно установлено, что Неткачев прибыл в Батуми 30 апреля авиарейсом Москва – Батуми. По словам Угулавы, у грузинских властей «была информация о готовящихся взрывах мостов под руководством Неткачева, но мы не могли предпринять превентивные меры, так как это могло привести к большим жертвам».
Генерала Неткачева с Асланом Абашидзе связывают давние дружеские и деловые отношения – он подготовил для аджарского лидера более 1500 спецназовцев (эти данные недавно обнародовал сам Михаил Саакашвили), разработал систему обороны автономии и даже принимал участие в проектировании укрепрайона вокруг Батуми. Известно, что в настоящее время Неткачев находится в отставке и постоянно проживает в Краснодаре. До отставки он командовал 14-й российской армией в Приднестровье (его преемником там стал Александр Лебедь), а затем Неткачев бал заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье, откуда и уволился в запас.
Сам Неткачев, а также российский МИД или Генпрокуратура заявление одного из руководителей МГБ Грузии пока не прокомментировали.