То, что «Учитель танцев» в театре имени Моссовета станет хитом, – это, как говорится, к бабке не ходи. Хотя почему станет? По тому, как рвались зрители на премьеру, да как долго вызывали актеров в финале — это уже хит. Давайте расскажу, вы сами все поймете.
Никаких комедий плаща и шпаги, — решил Юрий Еремин, — никаких страстных поэтических монологов и вообще стихов. Он перенес действие самой знаменитой в России пьесы Лопе де Вега, написанной в конце XVI века — в начало ХХ-го, слегка сократил лишние подробности и пересказал все своими словами. Прозой, разумеется.
За образец был взят неореализм. На сцене оказался угол дома с балкончиком и двор, заросший тополями (к одному постоянно привязана живая коза из театра Дурова). Задник в нижней половине был зеркалом, в котором отражались все те же деревья и коза, а в верхней – экраном, и там беспрестанно светило то солнце, а то – огромная луна.
Спектакль начинался с того, что слышался смех, гомон, и в глубине сцены, наигрывая что-то, будто возвращаясь с праздника, проходил маленький оркестрик с трубой и барабаном, а его сопровождали на велосипедах герои спектакля. Импозантный Альбериго, его младшая дочь Флорела в белом платьице с матросским воротником, старшая Фелисьяна в элегантном полосатом брючном костюме и шляпе, и ее надоедливый муж Тебано. Кудрявая служанка, комически шаркая, выносила им стулья в сад, Фелисьяна закуривала, и все обсуждали, что война только что закончилась, что во время войны где уж было девицам учиться танцам, а теперь на празднике неумехи жмутся к стенкам и вообще чувствуют себя неловко.
В роли Флорелы выходила свежеприобретенная театром Моссовета звезда Екатерина Гусева (Катя Татаринова в «Норд-Осте» и жена главного героя «Бригады» Саши Белого), а в роли Фелисьяны – Ольга Остроумова. Остроумова выглядела великолепно – ежеминутно меняла прически и платья, танцевала и лихо прыгала через забор. Но поскольку она все-таки выглядела заметно старше Гусевой, которая в роли Флорелы по-пионерски хлопала глазками и рапортовала звонким голосом героини «Двух капитанов», сюжет чуть-чуть изменили. Фелисьяна стала не новобрачной (а у Лопе исходный праздник был ее свадьбой), а женщиной, живущей в браке уже 14 лет. И ее стремление завести любовника, которое у Лопе и закручивает главную интригу, связано не с тем, что муж нелюбимый, а с тем, что он староват, и вполне молодая дама чувствует себя, извините, недотраханной.
Вторым после «неореализма» ударным ходом Еремина было приглашение на роль страстного Альдемаро Гедеминаса Таранды, когда-то солиста Большого и любимца Григоровича, а теперь руководителя Имперского Русского балета и «танцующего бизнесмена», имеющего массу поклонниц. Надо сказать, у Таранды драматический опыт есть – он уже играл Иакова с Инной Чуриковой-Лией в спектакле «Овечка» на библейский сюжет и даже пел с Людмилой Гурченко, Николаем Фоменко и Аленой Свиридовой в мюзикле «Бюро счастья». Мало того, говорят, он до сих пор танцует в гастрольных спектаклях своего театра, уехав подальше от иронических взглядов столичной публики.
Таранда играет солдата, на велосипеде вернувшегося с фронта первой мировой (с ним слуга Белардо – Александр Леньков на таком же велосипеде).
Оказывается, воюя, Альдемаро брал в Париже уроки танцев, а теперь, как положено по сюжету, нанялся учителем танцев в дом возлюбленной. И Таранда, понятное дело, танцует. Вальсы, фокстроты, блюз, танго, фламенко и прочее. Скажу честно, бывший солист Большого за последние годы прибавил в весе так, что иначе как увальнем его не назовешь. Возможно, в условной неореалистической провинции и такой танцор хорош, да и зритель театра имени Моссовета не настаивает, чтобы герой танцевал как Цискаридзе, — в конце концов, улыбчивый добродушный здоровяк тоже достоин счастья. Но режиссер считает иначе и беспрестанно организует балетно-лирические сцены: посреди белого дня во дворе вдруг гаснет солнце, зажигается луна, и Таранда со старательной Гусевой с угрожающим пылом предаются прыжкам и поддержкам.
Для отечественных зрителей вот уже пятьдесят лет учитель танцев только один – Владимир Зельдин.
Он впервые сыграл жгучего и обольстительного испанца Альдемаро на сцене Театра Советской Армии в 1946 году, когда ему был 31 год. Успех спектакля был таким, что в 1952 году по пьесе Лопе сняли фильм «Учитель танцев» с тем же самым Зельдиным, и он стал лидером проката, собрав за год почти 28 миллионов зрителей по стране. В Театре армии свою коронную роль Зельдин играл десятки лет – 1000 спектаклей, пока его, уже весьма пожилого, не сменил Федор Чеханков. Конечно, в этой роли у Зельдина не было никакого драматизма, в нем была легкость, пластичность, чудесное чувство ритма и доверие к тексту Лопе, который полыхал нешуточными страстями. Еремин испугался этого текста, высокопарностей и красот классического перевода Щепкиной-Куперник. Он попытался в первом акте «напеть» его, как в анекдоте Рабинович, исполняющий Карузо. И это было даже по-своему мило. А во втором решил высмеять, превратив драматическую коллизию, мешающую влюбленным, в «театр в театре», где страстные поэтические обрывки Щепкиной-Куперник герои в красных плащах издевательски декламируют на сеновале, обнявшись с козой. Это было скучнее, но зрители все равно были довольны.
В финале, уняв бурные аплодисменты, Ольга Остроумова объявила, что в зале Владимир Зельдин. Таранда побежал ему помочь, но почти 90-летний Альдемаро сам бодро выскочил на сцену. Тогда стало казаться, что нынешний успех тоже принадлежит ему.
«Учитель танцев», театр им. Моссовета, 19, 21 мая.