На прилавках немецких книжных магазинов лежит книга писателя, которого называют одним из самых модных и перспективных писателей объединенной Европы — Тора Кункеля, автора романа «Шварцлихт-террариум». Книга называется «Последняя стадия» («Endstufe»), и рассказывает она о том, как нацистские офицеры снимали порнографические фильмы.
Скандал, связанный с этой книгой, продолжается уже несколько месяцев, однако издали ее только что. Немецкое общество в ярости. Во-первых, в книге не затронута еврейская тема. Как известно, нельзя написать книгу или снять фильм о нацистской Германии, не рассказав о холокосте – без этого глубина морального падения наци будет недостаточно понятна читателю.
Если не руководствоваться этим простым правилом, критики затопчут книгу, публика будет устраивать демонстрации (но ни в коем случае не аутодафе: жгут книги только фашисты), издательства отвернутся от писателя, и никто не замолвит за него доброго слова.
Собственно, это самая главная претензия к Тору Кункелю: он преуменьшает значение холокоста. Некоторые даже называют его негационистом – то есть человеком, отрицающим массовое уничтожение евреев гитлеровским режимом.
У критиков книги есть повод для подобных обвинений: Тор Кункель о холокосте, действительно, не написал. Действие романа происходит в 1941 году в вымышленном Институте гигиены СС. Там нет ни одного еврея, ближайший концлагерь находится в тысяче километров от Института.
Это, впрочем, не единственная к нему претензия. Кункель написал книгу о сытых, довольных, ленивых карьеристах, людях без совести и морали, мерзавцах, которые злоупотребляют своим чудовищным служебным положением для того, чтобы совершать омерзительные аморальные поступки. Они снимают порнографические фильмы, несмотря на то что нацистская Германия порнографию запретила. Они помешаны на технике и гедонизме, а также на сексе и извращениях. В них нет великого немецкого духа ни в нацистском понимании, ни в современном – тихо заниматься своим делом и в свободное время каяться. Кункель настаивает, что история с производством картин с арийскими юношами и девушками является подлинной – образцы творчества фашистских порнографов были получены им от частного коллекционера.
Скандал начался еще до того, как Кункель подписал договор с каким-либо издательством. Казалось, что книге не суждено увидеть свет, но, ко всеобщему удивлению, издательство Rowolt Press все же взялось напечатать роман. Затем директор издательства Александер Фест разорвал договор, обозвав Тора Кункеля негационистом, ревизионистом и аморальным типом.
«Меня не возбуждает ваша тема. По-вашему, весь мир – результат деятельности сексуально озабоченной протоплазмы».
Кроме того, Фест обвинил Кункеля в «самооправдывающейся аморальности». Тем не менее Кункель все же нашел издателя, и книга вышла в свет.
Пресса тоже не осталась в стороне. Один из важных ярлыков – «Парцифаль, возрожденный в виде праворадикальной сволочи». Существенное обвинение, а точнее косвенное доказательство принадлежности автора к ревизионистской ереси, заключается в том, что «Endstufe» — не только название книги, но и название неонацистской рок-группы из Бремена. Авторитетнейший журнал «Шпигель» назвал книгу «гнусным текстом, автор которой не дистанцируется от персонажей и не иронизирует по поводу нацистской лексики, вложенной в их уста».
Кункель ответил на это со всей возможной яростью и праведным гневом: «Это клевета!»
По его словам, роман показывает, «как в нацистском обществе, лишенном всякой морали, могла получить развитие вера в безграничность прогресса». Та самая вера, которая после войны нашла в США «новое поле для своего развития». «Я пишу об утрате интимности и об извращениях, которые поощрял фашизм», — цитирует Inopressa.ru со ссылкой на французское идание Le Temps.
По словам Кункеля, основная проблема, вызвавшая ярость критиков и издателей, – он использовал одинаковую объективность рассказчика для изображения и немцев, и наступающих на Германию русских. Впрочем, объективность писателя в наше время – совершенно недопустимая вещь. Все равно, как Вагнера играть.