Поводом для этого решения стали неприятности у магазинов сети в Красноярске и Самаре.
Сеть по продаже книг «Топ-книга» объединяет 130 магазинов в 60 городах России. Головной офис компании находится в Новосибирске. Как сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь сети Ольга Марьясова, в марте в Красноярске и Самаре произошли два неприятных эпизода с федеральной службой по контролю за распространением психотропных и наркотических средств (бывший госнаркоконтроль). После чего «Топ-книга» решила не конфликтовать с силовиками, а добровольно изъять книжки из всей сети.
«В марте представители Госнаркоконтроля приехали в наш магазин в Красноярске и изъяли пособие Романа Ронина «Своя разведка: практическое руководство для собственных служб безопасности» из серии «Если завтра война». В книге, ценой 120 рублей за экземпляр, рассказывалось как о работе службы безопасности, так и о методах изготовления и использования наркотических средств — амфетамина, амобарбитала, марихуаны и кокаина. Силовики составили протокол об административном правонарушении по ст. 6.13 КоАП РФ «Пропаганда наркотических средств и психотропных веществ». Нарушение было рассмотрено в мировом суде, который вынес магазину штраф в 40 тысяч рублей», — рассказала Марьясова.
Затем подобный инцидент произошел в Самаре. Там сотрудниками ФСБ были изъяты сразу четыре книги – Баяна Ширянова «Пономарь» и «Верховный пилотаж», Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест» и книга нарколога Александра Данилина «ЛСД». Сейчас они сданы на экспертизу.
Не дожидаясь результатов экспертизы, руководители фирмы решили изъять эти и им подобные книжки из продажи вообще.
«Во-первых, мы больше не хотим платить штрафы, а что-то нам подсказывает, что делать это придется. Во-вторых, мы действительно не хотим содействовать распространению наркотиков и терроризма. Если специалисты из Госнаркоконтроля и ФСБ считают, что эти издания этому способствуют – возможно, так и есть». Правда, никакого списка или письма от Госнаркоконтроля нет, и продавцам пришлось составлять такой список самим. Причем «Топ-книга» не исключает, что претензии Госнаркоконтроля возможны и к другим книжкам, а к случайно «зачищенным» их бы, наоборот, не было.
Начальник Главного управления федеральной службы по контролю за распространением психотропных и наркотических средств по Сибирскому федеральному округу Андрей Ведерников заявил «Газете.Ru», что определить «вредную» книжку можно по двум признакам. Она либо содержит рецепт приготовления наркотика (или взрывчатого вещества, если речь идет о террористах), либо описывает эйфорию и положительные эмоции от принятия наркотика. «Наше дело выявлять возможности издания книг или фильмов, а эксперт определяет, есть там все это или нет», — считает Ведерников.
«В административном кодексе есть соответствующая статья о рекламе или пропаганде наркотиков. Мы, если видим признаки ее нарушения, привлекаем эксперта. Например, по изъятым в Красноярске книжкам проводилась экспертиза, эксперт воспользовался рецептом, получился нормальный наркотик, — сообщил Ведерников. --
Человек должен продавать качественный товар. Ну вот, скажите, когда продают обувь, говорят: китайская некачественная, а японская качественная, — и ответственность должен нести продавец. Если книжная продукция не соответствует стандартам, то продавец несет ответственность».
Впрочем, книготорговцы себя виноватыми не считают. «Каждую неделю в нашу сеть поступает около 1000 новых наименований. Просмотреть их все мы просто физически не в состоянии, а в аннотации, естественно, никто не говорит, что это книга о радостях использования наркотиков», — говорит пресс-секретарь сети «Топ-книга» Ольга Марьясова. — Книги мы определили «на глаз», потому что явный отсыл на наркотики содержится в названии или оглавлении. Просто мы не знаем, чего ждать от Госнаркоконтроля. Например, книга доктора наук Александра Данилина вообще имеет скорее просветительский характер, она, например, говорит о том, как обнаружить, что твой ребенок пользуется наркотиком».
Кроме того, по информации книготорговцев, запретительные меры Госнаркоконтроль собирается принять и против разной другой продукции – например, молодежной символики и маек. «Например, борцы с наркотиками заявили нам, что собираются изымать майки с пятилистником конопли и надписями «Legalize» (искаженное «легализация». — «Газета.Ru»), — отметила Марьясова.
Не спасает книжки и наличие оправдательных предисловий, где говорится что-нибудь вроде того, что эта книжка рассказывает не о прелестях, а об ужасах пристрастия к наркотикам. Например, такое предисловие есть в книгах Баяна Ширянова. «Почему-то на силовиков такие вещи не действуют. Хотя вот претензий к «Дневнику Алисы» (американская пропагандистская книжка 70-х годов, построенная как раз на таком принципе. — «Газета.Ru») у ГУБНОНа почему-то не возникло», — удивляется Марьясова.
То, что претензии ГУБНОН возникают не к издателям, а к распространителям, удивления у «Топ-книги» не вызывает. «В нашей стране цензура запрещена Конституцией. У нас свобода слова, вмешательство в издательскую политику у нас недопустимо, поэтому книжки про наркотики и терроризм у нас печатать никому не запрещено, зато запрещено только распространять такую литературу», — говорит Марьясова. Соответственно, нет и речи об объединении усилий с издателями: «Мы вместе с издателями можем заниматься только созданием негативного паблисити вокруг этой кампании. Других механизмов взаимодействия у нас с ними нет».
Сейчас «Топ-книга» собирается изъять из своего оборота около 6–7 тысяч экземпляров книг, среди которых «Электропрохлодительный кислотный тест» Тома Вулфа, «На игле» Ирвина Уэлша, «Дневник наркомана» Алистера Кроули, «Секс, наркотики, рок-н-ролл» Севы Новогродцева. Причем по договору книгопродавцы не имеют права их вернуть, ведь книги не были бракованными. Поэтому, скорее всего, они будут попросту уничтожены. Убытки сети составят около 1 млн рублей.