Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пластмассовые уши победителя

Недовольных результатами «Золотой маски» в этом году меньше обычного, хотя кажется, что жюри смотрело часть спектаклей зажмурившись.

Решения жюри почти каждый год (за исключением, пожалуй, прошлой «Маски») вызывали взрыв негодования. Сколько бы ни говорили, что раздача премий — чистая формальность, что главное — искусство, фестиваль, радость общения и т. д, вокруг решения жюри всегда разгорались нешуточные страсти. Кто кого: Большой или Мариинка, опять питерский Додин или что-нибудь перепадет и московским режиссерам, раздадут всем сестрам по серьгам или все набросают в одну корзину — театральная общественность мучилась подсчетами и слухами. Но этом году ничто не предвещало бури. Главный поглотитель музыкальных «Масок» — Мариинский театр — снял свои спектакли с конкурса, чем дал возможность оставшимся участникам спокойно разделить поровну оставшиеся премии.

Лауреаты премии «Золотая Маска» 2004 года
спектакль большой формы
«Ревизор», Александринский театр, Санкт-Петербург и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва...

Новосибирский театр оперы и балета с таким спокойствием, без тени эпатажного пафоса, исполнил хулиганскую оперу Альфреда Шнитке по еще более хулиганскому тексту Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом», будто современный авангард давно уже стал неотъемлемой частью провинциального репертуара. Подобное спокойствие дорогого стоит и вполне заслуживает «Золотой маски». Постановка в Большом оперы Стравинского «Похождение повесы» удивила всех свободой режиссерской мысли Дмитрия Чернякова и обаянием голоса Елены Вознесенской — они и получили по «Маске» за режиссуру и за лучшую женскую роль. На первый взгляд смешно распределились премии в балете: три премии лучшим исполнителям (Мария Александрова, Сергей Филин, Геннадий Янин) и премия за лучшую работу балетмейстера (Алексей Ратманский) достались спектаклю Большого театра «Светлый ручей» на музыку Шостаковича, а лучшим спектаклем тем не менее признан пермский «Ballet Imperial» на музыку Чайковского.

Получилось, что во всем виноват Шостакович.

На самом деле здесь тоже все справедливо. Пермская качественная выучка и культура исполнения хореографии Баланчина, обеспеченная американскими репетиторами, произвели на жюри должное впечатление. Классик прошлого века Баланчин, естественно, на современную премию не номинировался, а в его балетах солистов практически не бывает — вот все частные премии и достались другому спектаклю.

Недовольных решением жюри конкурса драматических театров, казалось бы, в этом году просто не могло быть: давно такой яркой и разнообразной афиши не было. Прошлым летом спектакль «Вишневый сад» в постановке литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса буквально поразил пронзительным ощущением трагедии безвозвратно потерянного мира. Молодой Лопахин, завороженный красотой этого мира-сада, взвалил на себя миссию спасителя, да не сдюжил, в суетливой гордыне не сразу даже понял, как отнял у вишневого сада последнюю надежду, а значит, и у себя. Евгений Миронов так чисто, так отчаянно сыграл страшное прозрение самоуверенной молодости, прощание с первой и последней своей любовью, что дух захватывало. «Золотая маска» могла бы стать лишь скромным знаком благодарности за такую роль. Но не стала. Жюри будто зажмурилось и сделало вид, что такого спектакля не было. А значит, и премий ему не положено. Хоть как-то подправила неловкую ситуацию премия критиков, почти единодушно отданная «Вишневому саду».

Много поклонников у светлого, нежного, легкого спектакля Малого театра «Правда — хорошо, а счастье — лучше» по знаменитой комедии Островского. Режиссер Сергей Женовач создал в нем чуткий и слаженный ансамбль с блистательными солистами Евгенией Глушенко, Людмилой Поляковой и Василием Бочкаревым. Именно этому ансамблю жюри и расщедрилось на специальный приз. А неожиданно печальная шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» в постановке английского режиссера Деклана Доннеллана и неожиданно игривые «Египетские ночи» Петра Фоменко так же неожиданно остались без единой «Маски».

Главные «Маски» уехали в Санкт-Петербург.

Всегдашний номинант и частый лауреат режиссер Лев Додин, несмотря на крайне неудачный показ в Москве его постановки чеховского «Дяди Вани» в Малом драматическом театре, получил-таки премию за лучшую режиссуру. А «Маска» за лучший спектакль досталась самому холодному, самому рассчитанному и какому-то неживому спектаклю Александринского театра «Ревизор» в постановке Валерия Фокина, который назвал это решение жюри «политической прозорливостью» и поблагодарил за поддержку театра в нелегкий момент перестройки. Кого хотело поддержать жюри, присуждая премию за лучшую мужскую роль Сергею Курышеву, сыгравшему дядю Ваню, понять невозможно. Ну не актера же, который из одного додинского спектакля в другой играет одного и того же вяловатого сутулого наивно-бессмысленного мужичка с вечно открытым ртом, способного думать только о бабах. Может быть, оно, жюри, Войницкого пожалело. Ведь обычно на героев Курышева бабы гроздьями вешаются, а с дядей Ваней такой облом получился.

Среди спектаклей малой формы претендовали на маску минимум два московских спектакля. «Вий», поставленный в Театре Пушкина режиссером Ниной Чусовой, про человека, убоявшегося и истинной веры, и истинной страсти. Хома Брут в исполнении Павла Деревянко сам не понимает, за что ему такое — красавица Панночка и ее любовь, сильная, как смерть. При этом жуткая по-гоголевски история разыграна смачно и смешно (тоже по-гоголевски). Эксцентричную клоунаду «Пленные духи» по пьесе братьев Преснякоых поставил в Центре драматургии и режиссуры Казанцева/Рощина режиссер Владимир Агеев. В роли Пьеро у него оказался Александр Блок, а в роли Арлекина — Андрей Белый.

Смех смехом, а спектакль получился о том, чем и кем расплачиваются люди, отдающие свою жизнь и жизнь близких во власть своего божественного дара.

В отличие от жюри, которое оба эти спектакля проигнорировало, их оценила публика. А «Пленные духи» получили приз зрительских симпатий и целый воз кофе в подарок от спонсора.

«Золотая маска» в этой номинации была отдана спектаклю новосибирского театра «Глобус» «Двойное непостоянство». Это решение жюри дружно поддержал зал. Режиссер Дмитрий Черняков сумел поставить стильный, современный и жесткий спектакль по куртуазной французской комедии Мариво. Черняков создает стирильно-белый мир заводной музыкальной шкатулки, в которой двигаются заводные фaрфоровые принцы и придворные, а потом подкидывает туда парочку юных влюбленных простаков — Сильвию и Арлекина, расхристанных, взъерошенных, обаятельных в своей неуклюжести. В этом отгороженном от зрителей стеклом мирке разыгрывается печальная история победы вышколенной манерности над жизнью. За «бесшабашность существования на сцене», по определению Аллы Демидовой, исполнительница роли Сильвии была удостоена специального приза жюри.

Самая бесспорная «Золотая маска» под крики «браво!» из зала была вручена Чулпан Хаматовой за роль Сына в спектакле театрa «Современник» «Мамапапасынсобака», поставленном Ниной Чусовой. Уже одно то, как красивая актриса умудряется быть предельно достоверной и узнаваемой в образе десятилетнего лопоухого (с огромными пластмассовыми ушами) мальчишки-рэпера, удивляет. А Хаматова всерьез играет все его обиды, комплексы, первое чувство, боль предательства. Кто мог ожидать такого от привычной всем киношной милашки! Отдельное спасибо жюри, что оно не искало, кого бы еще поддержать, а просто отдало заслуженную награду лучшей актрисе года.

Новости и материалы
Кадыров призвал усилить контроль за школьниками, прогуливающими уроки
Нетаньяху обратился к народу Ирана
В Госдепе США оценили заявления главы минфина Израиля по Западному берегу реки Иордан
Двое подростков пострадали от нападения стаи собак на пляже в Сочи
Дзюбе пожелали побить рекорд Кержакова
Дина Саева после похудения повторила образ Деми Мур в купальнике
Загитова ответила на вопрос о планах на будущее
Марго Робби в укороченном топе показала фигуру через неделю после родов
Ученые предупредили о риске исчезновения двух третей редких лесов из-за климата
Боррель призвал ЕС решить, поддерживать ли Украину «при любом сценарии»
Российского военного будут судить за добровольную сдачу в плен
62-летняя Деми Мур показала фигуру в крошечном бикини: «Модель»
Агент объяснил, зачем «Спартак» выгнал португальского спортивного директора
Лавров рассказал, как страны относятся к просьбе осудить Россию по вопросу Украины
В окружении Мбаппе подтвердили психологические проблемы у футболиста
В США остается неизвестным имя будущего главы Пентагона
Стилист Бородиной высказался о стиле Ирины Аллегровой: «Сильная энергетика»
Африканец из «Факела» предложил сыграть против сборной России
Все новости