В среду Всемирный банк опубликовал Меморандум об экономической ситуации в России. Как сообщил руководитель группы по подготовке документа, главный экономист московского отделения банка Кристоф Рюль, документ объемом в 160 машинописных страниц посвящен одной теме: структурным преобразованиям в экономике России в свете требований экономического роста, выдвигаемых президентом страны.
Как ни странно, эксперты Всемирного банка пришли к тем же выводам, что и российские власти – во всем виноваты олигархи.
В документе сказано, что в российской экономике слишком велика степень концентрации, то есть значительная часть производственных и трудовых ресурсов оказалась в руках небольшой группы крупных собственников. «К категории крупнейшей бизнес-группы были отнесены все российские частные собственники или группы собственников, под чьим контролем находятся либо объем продаж на сумму 12 млрд рублей, либо 19 тысяч работников», — пояснил Рюль. Экономист подчеркнул, что не хочет применять к этим собственникам обозначение «олигархи», так как в России это слово имеет негативный оттенок, но, судя по контексту, Рюль имел в виду именно тех, кого в России принято так называть.
Сам по себе вывод о том, что все российские ресурсы и финансы давно канализированы и протекают через несколько бизнесс-структур, никого не удивил. Это не новость для экономистов.
Но Всемирный банк замахнулся на святое: как бы ни ругали в России олигархов – за политические амбиции, за уход от налогов, за жадность – у нас принято считать, что они «классные менеджеры и управленцы», и за это им можно многое простить.
В докладе ВБ им вынесен приговор: ограниченное число финансово-промышленных групп, контролирующих сегодня в России значительную часть промышленных ресурсов, использует их неэффективно.
По словам Кристофа Рюля, топ-компании показывают более низкую продуктивность, чем остальные бизнес-структуры, контролируемые как иностранными, так и отечественными инвесторами.
«Нет данных, показывающих, что компании крупных собственников работают лучше, — заявил экономист. — Говоря об энергетическом секторе — даже хуже». Во всемирном банке не утверждают, что ФПГ являются аутсайдерами. Предприятия, находящиеся в федеральном ведении, показывают еще меньшую эффективность, признал экономист.
В ходе исследования, охватившего период с мая по декабрь 2003 года, специалисты ВБ проанализировали совокупность экономической деятельности 1300 предприятий из 42 отраслей экономики.
По итогам этой работы они пришли к выводу, что 23 крупнейшие промышленные и банковские группы России контролируют 35% промпроизводства и 16% рынка рабочей силы. Кроме того, они владеют 17% всех банковских активов. Первыми в списке стоят «Базовый элемент», «Сибнефть», АвтоВАЗ, «Северсталь», «Интеррос», «ЛУКойл».
Во Всемирном банке считают, что такое положение дел не идет на пользу российской экономике: концентрация ресурсов в руках небольшой группы крупных собственников ведет к непропорциональному распределению финансовых потоков. К тому же эти компании закрывают другим, более мелким частным предприятиям выход на рынок, поскольку в их власти не только значительные материальные ресурсы, но и сильные лоббистские возможности.
«Хотя потенциал к консолидации (слияниям и поглощениям в российском бизнесе. — «Газета.Ru») еще есть, дальнейшее развитие этих тенденций может привести к подавлению конкуренции и замедлению темпов роста», — отметил Кристоф Рюль. По его мнению, настало время, когда российское руководство должно принять решительные меры по развитию конкуренции и созданию конкурентной среды в промышленности.
Но, по мнению главного экономиста, в России нет механизмов эффективного антимонопольного регулирования.
Профессор Российской экономической школы Олег Замулин считает, что в настоящее время проблема засилья монополий в России достигла масштабов, близких к тому, что происходило в США в 20-х годах прошлого столетия. Он согласился с мнением Кристофа Рюля, что господство олигархов вредит экономике страны: они мешают развитию конкуренции, блокируя выход на рынок других фирм. По мнению профессора, в сфере энергетики, нефтяной отрасли и других сырьевых секторах действительно пора осуществлять более жесткое антимонопольное регулирование.
Профессор Замулин напомнил, что в США в начале XX века были введены жесткие антитрестовские правила и антимонопольные законы. В России законы уже есть, отмечает Кристоф Рюль, только вот соблюдаются они плохо.
А и. о. заместителя гендиректора фонда «Бюро экономического анализа» Андрей Шаститко считает, что таких законов у нас нет. По его мнению, антимонопольное законодательство совершенно непроработано в части системы санкций, которые должны применяться к нарушителям. Эксперт считает этот вопрос «болезненным и давно назревшим».
Одно из предложений, по его мнению, могло бы заключаться в резком ужесточении наказания за участие в сговоре. При этом первого сознавшегося участника от ответственности должны освобождать, считает Шастидко.
С учетом взаимопроникновения бизнеса и власти в России модернизация антимонопольной политики и административная реформа напрямую связаны, и их надо рассматривать как две стадии одного процесса.
Если административная реформа не будет проведена в полной мере, все антимонопольные рычаги окажутся неэффективными, уверен Шастидко.
Олег Замулин согласен с тем, что такая проблема существует. «Концентрация, о которой говорит Всемирный банк, в нашей стране достаточна естественна: маленькой фирме очень трудно пробиться через бюрократические барьеры. В процессе выхода на рынок ей предстоит понести большие транзакционные издержки. Насильно продвигать на рынок малые и средние предприятия не надо – нужно просто устранить мешающие им барьеры, а рынок сам покажет, насколько экономика страны созрела для того, чтобы они нормально функционировали», — считает профессор.