На юге Чечни группировка федеральных войск проводит операцию по задержанию лидера сепаратистов Аслана Масхадова. Об этом сообщило агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на неназванный источник в штабе ОГВ. Началось все с того, что в службе безопасности президента Чечни появилась информация о том, что Масхадов тайно вывезен на отдых в одно из селений южных районов республики. После этого на юг Чечни был выслан спецназ горной группировки федеральных войск в Чечне Минобороны РФ и батальон «Восток», сформированный из местных жителей. «В предполагаемый район нахождения Масхадова входят селения Веденского и Ножай-Юртовского районов», — сообщил источник в ОГВ.
Командует отрядом «Восток» и всей операцией по задержанию Масхадова старший из известных в Чечне братьев Ямадаевых, старший лейтенант Сулим Ямадаев.
Одновременно с этим на западе Чечни — в Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районах — проводится операция по задержанию подчиненного Масхадова Доку Умарова. Недавно на сайтах сепаратистов Умаров заявил о себе как о «преемнике» Руслана Гелаева, застреленного российскими пограничниками в конце февраля. Под чьим руководством происходит эта операция, пока не известно. Нет и никаких других подробностей.
О результатах антимасхадовской операции пока тоже практически ничего не известно. Более того, сам Ямадаев сообщает о том, что вовсе не охотится за Масхадовым, а совершает в перечисленных населенных пунктах «нормализацию обстановку» - ликвидировал группу боевиков, обстрелявших милиционеров вблизи населенного пункта Тазен-Кале практически полностью ликвидирована. Итоги этой нормализации уничтожение «бригадного генерала» Махрама Саидова по кличке «Рыжий», а также одного арабского наемника, личность которого установлена, но не раскрывается. Всего было убито восемь боевиков. Потери есть и у отряда Ямадева - один человек погиб и шестеро ранены.
Однако военные продолжают настаивать именно на том, что Ямадаев охотился именно за Масхадовым. ИТАР-ТАСС со ссылкой на военных сообщает, что уже схвачены около 20 боевиков, обеспечивавших передвижение лидера сепаратистов и его охрану. Еще 30 боевиков, которые, как утверждают военные, тоже подчинялись Масхадову, добровольно сдались вчера.
С повинной явились чеченцы из Курчалоевского, Ножай-Юртовского и Гудермесского районов. Возможно, кто-то из них и сообщил, где отдыхает Масхадов.
Повальная сдача боевиков произошла благодаря хорошей пиар-акции, устроенной семьей Кадыровых. Боевиков через родственников заманивают хорошими условиями и отсутствием контактов с российским оперативным штабом. Пройдя проверку на причастность к тяжким преступлениям, боевики с напутственным словом отправляются домой – пахать землю и, возможно, даже служить в милиции. Таким образом показательно поступили со сдавшимся 8 марта сыну Кадырова Рамзану масхадовцем Магомедом Хамбиевым, занимавшим пост министра обороны Ичкерии.
После того как стало известно, что с Хамбиевым ничего страшного не произошло, Масхадова стали один за другим оставлять люди из его ближайшего окружения.
В том числе Кадырову сдался и так называемый руководитель «особого отдела» Борис Айдамиров вместе с небольшим отрядом из десятка боевиков (10 марта). Сдался также «начальник личной охраны Масхадова» Шаа Турлаев (2 апреля), который находился в таком тяжелом состоянии, что кадыровцам пришлось везти его из леса в госпиталь, где чеченцу ампутировали ногу. Все остальные добровольно сдавшиеся были непосредственными подчиненными ичкерийского министра обороны – это его заместитель Харон Бибулатов и еще семеро боевиков. В результате, если верить сегодняшней утренней оптимистичной арифметике представителя РОШ Ильи Шабалкина, в подчинении у Масхадова остались от 40 до 60 человек, причем «наиболее активное ядро из них составляет не более 10–15 боевиков».
Получается, что, если задержанные сегодня 20 боевиков были «активны», у Масхадова охрана ушла в минус. Правда, может, их потому и задержали, что они были пассивны.
По мнению источников в штабе ОГВ, у Масхадова сейчас два выхода из сложившейся ситуации. Первый — бежать из Чечни. «Но это проблематично, у него перед глазами пример Гелаева, уничтоженного в горах Дагестана. Второй — сдаться правоохранительным органам. В этом случае он понесет уголовную ответственность за организацию вооруженного мятежа и по ряду других статей УК РФ», — отметили военные источники ИТАР-ТАСС, за которыми по стилю легко угадывается все тот же полковник Шабалкин.