Вторая встреча министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова с журналистами носила весьма громкое название: «Перспектива взаимодействия Министерства культуры со средствами массовой информации в современном культурно-коммуникационном пространстве». Помимо самого «нового» в пресс-конференции принимали участие его первый зам Леонид Надиров и трое «старых» — руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаил Швыдкой и руководитель Федерального архивного агентства Владимир Козлов.
Этой пятеркой, собственно, и исчерпывается на сегодняшний день персональный состав и министерства, и всех трех агентств.
Все остальное — структура «объединенного министерства», персоналии — пока в проектах. С этих проектов, собственно, и начался разговор. Как пояснил министр, разделение труда между министерством и агентствами предполагается самое что ни на есть простейшее – министерство занимается политикой, стратегией развития и прочей теорией, агентствам на откуп отдана вся практика, они будут обслуживать население, станут эдакими завхозами от культуры.
Что касается непосредственной структуры глобального министерства, то первое, чего собирается добиваться новый министр культуры, – дополнить двузвенную систему «министерство--агентства» третьим звеном – Федеральной службой по надзору и контролю. Эта структура, по мнению министра, абсолютно необходима для того, чтобы, по словам Леонида Надирова, «отделить министерство от контрольно-надзорных функций». Заниматься служба будет «сохранением культурных ценностей», в ее ведении будут находиться фонды, музеи, библиотеки, архивы, а также (и, судя по всему, главным образом) вопросы лицензирования.
Журналистов, естественно, идея создания какой-то «культурно-надзорной службы» просто будировала, стоял гам, микрофоны рвали из рук тетушек, озабоченных культурой в провинции – срочно требовалось спросить про цензуру.
Цензурой, как подчеркнул господин Надиров, заниматься никто не планирует, «никакая цензура в этой службе не предусмотрена». А поднятый шум его вообще очень удивляет: «Никого не смущает, что регистрацией общественных объединений и партий будут заниматься очень серьезные дяди и тети в погонах – Министерство юстиции. А нам, двум ректорам балета, придется заниматься лицензированием — вот и все», — обрисовал ситуацию первый замминистра.
Впрочем, структура министерства будет рассматриваться в четверг на заседании правительства, так что окончательное резюме мы узнаем на днях. Пока же предполагается, что министерство будет состоять из пяти департаментов — управления делами, государственной политики и государственной поддержки, правового, финансово-экономического и (до создания Федеральной службы) департамента лицензирования.
На сегодняшний день работа по лицензированию СМИ поручена Министерству культуры и средств массовых коммуникаций РФ. «Технически эта работа будет проводиться точно так же, как проводилась до этого. Этим будут заниматься те же самые люди в тех же самых кабинетах, на тех же самых телефонах, за теми же письменными столами, за которыми они работали», — сказал Надиров.
«Столы будут лучше», — меланхолически добавил Михаил Швыдкой.
На вопрос, останутся ли там те же самые люди замминистра заверил, что Познер всяко останется, «хотя это мое личное мнение», а вот с Лесиным пока не понятно.
В целом же министр блистал афоризмами, цитировал неизжеванные сентенции Клейста и Льва Толстого и часто поминал музыку. В итоге собравшиеся узнали, что новый глава культурного министерства по-прежнему собирается бороться с рекламными перебивками в художественных фильмах, надо только продумать комплекс протекционистских мер со стороны государства. Корреспонденты немецких изданий домогались возможных изменений в законе о реституции, который они иначе как «пресловутым» не называют, но им так ничего внятного и не сказали. Кроме того, было замечено, что квотирование иностранных фильмов – штука крайне опасная:
«Можно ограничить количество фильмов, но в остатке будет то самое концентрированное барахло, от которого пытались избавиться».
Вспомнили и пресловутое заявление с первой пресс-конференции о низком профессионализме музыкальных критиков. Как выяснилось, министр свое мнение пересмотрел: «Я не совсем адекватно отнесся к музыкальным критикам, внимательнее ознакомившись с прессой, я понял, что в других сферах дела обстоят ненамного лучше». Под занавес Александр Соколов пообещал разобраться с московским мэром, который сносит «Военторг», несмотря на прямые протесты министра культуры, и все уже собрались разбегаться, как финальное слово взял первый заместитель министра Леонид Надиров.
По его мнению, все вопросы так или иначе сводились к сакраментальному пытанию у «новой метлы»: «Как мы будем жить дальше?».
Для ответа на этот вопрос «я бы советовал вам всем прочитать письмо Ходорковского, и, может быть, два раза. Я сам читал его два-три раза и многое понял из того, как мы будем жить дальше». По мнению первого зама, статья «Кризис либерализма» – это сегодняшний вариант романа Николая Чернышевского «Что делать?». «И та и другая работы были написаны в заключении - Николай Гаврилович находился в Петропавловской крепости, а Михаил Ходорковский здесь, в Москве», — выдал Леонид Надиров заключительным аккордом, и озадачившиеся журналисты потянулись к выходу…