В журналистике в этом году вторжение в Ирак было все еще важной, но уже не самой главной темой. Главный журналистский «Пулитцер» «За служение обществу» был вручен газете «Нью-Йорк Таймс» за серию репортажей о рабочих, гибнущих у своих станков, и о работодателях, нарушающих основные правила безопасности.
Основным победителем в этом году была газета «Лос-Анджелес Таймс», выигравшая пять премий. Лучшего результата добилась однажды «Нью-Йорк Таймс», выигравшая в 2002 году семь раз после трагедии 11 сентября. «Лос-Анджелес Таймс» получила награду за горячие новости — освещение лесных пожаров, которые поставили под угрозу густонаселенные районы Южной Калифорнии. Также ей достался приз за национальный репортаж, который рассказал об истории и тактике взлета сети супермаркетов Wall Mart, и награда за критику, причем в этом году ее получил журналист – обозреватель рынка автомобилей, обогнав коллегу-архитектора, сравнивавшего вновь построенный Disney Hall с руинами Багдада.
У «Лос-Анджелес Таймс» были в этом году лучшие колонки редактора, критиковавшие правительство штата, которое довело солнечную Калифорнию до ручки, и лучший фоторепортаж — про гражданское население Либерии, страдающее от ужасов гражданской войны.
Две награды достались «Уолл-стрит Джорнал» — «Объясняющий репортаж» и за серию репортажей (Beat Reporting). Первый рассказывал об аневризме и ее лечении в американских клиниках, второй — очень полная, скрупулезная, документально доказанная и оттого еще более провокационная серия рассказов о предпочтениях, которые американские университеты оказывают детям выпускников и спонсоров, превращая образование в кастовую систему.
Пулитцеровскую премию обязательно вручают не только монстрам и гигантам газетного дела, но и небольшим местным изданиям. В этом году наградили газету «Блейд» из Толедо, штат Огайо, за журналистское расследование деятельности взвода Tiger Force, расстреливавшего безоружное местное население во время войны во Вьетнаме.
Премию за карикатуры получил Мэтт Дэвис из «Джорнал Ньюс», город Уайт-Плэйнс, штат Нью-Йорк. Господин Дэвис – достаточно известный карикатурист, он работал не только в городе Уайт-Плэйнс. Жюри отметило его свежий, оригинальный стиль. В принципе это общая черта американской политической карикатуры, также как и полное отсутствие чувства юмора.
Литературная часть Пулитцеровской премии в этом году была политкорректной и достаточно сильной. Премию за лучший роман получил Эдвард П. Джонс за книгу «Известный мир».
Книга чернокожего писателя, лауреата нескольких литературных премий и грантов, рассказывает о негре-фермере, который разбогател, стал плантатором и рабовладельцем, а потом умер, и наследники его разорились.
Действие происходит в Вирджинии перед гражданской войной: патриархальная любовь между черными рабами, свободными неграми и белыми господами разваливается, когда надсмотрщики начинают продавать в рабство свободных, когда распространяются слухи о черных восстаниях, хозяева становятся подозрительными и вводят меры безопасности, которые, в свою очередь, приводят к бунтам… Книгу считают глубоким и взвешенным литературным исследованием такого сложного социального института, как американское рабство.
Другая победившая книга тоже рассказывает о черных рабах. «Нация у нас под ногами» белого Стивена Ганна – исследование того, как за шестьдесят лет после освобождения неграмотные низкоквалифицированные сельскохозяйственные рабочие стали движущей силой американской политической жизни.
Лучшей биографией стало исследование жизни и деятельности Никиты Хрущева, написанное известным американским писателем и историком Уильямом Таубманом. Хрущев – самый сложный из советских политиков. Он пытался спасти коммунизм и подготовил его гибель. Пытался снизить напряжение холодной войны – и спровоцировал берлинский и кубинский кризисы, поставив мир на грань катастрофы.
Второе советское исследование получило премию в номинации «Нон-фикшн». Книга Энн Эплбаум называется «ГУЛАГ», это хронологическое историко-культурное исследование советской системы лагерей с 1918 года до эпохи гласности.
И только в драматической номинации речь не шла ни о неграх, ни о советских лагерях. Пьеса «Я сам себе жена» Дуга Райта – история Шарлотты фон Мальстдорф, трансвестита, который пережил и нацистский режим, и ГДР, оставаясь все эти годы верным себе.