Законопроект «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» был внесен в Госдуму еще при Михаиле Касьянове — в апреле 2003 года. Однако тогда профильный комитет посчитал его принятие несвоевременным. И вот депутаты нового созыва, точнее – прокремлевское большинство из «Единой России» — решили, что время для окончательного закручивания гаек в отношении акций общественного недовольства пришло. Сначала документ рекомендовал к принятию профильный комитет по делам общественных организаций и религиозных объединений, а затем за него как один проголосовали депутаты фракции «Единая Россия».
Несмотря на то что все остальные политические силы, представленные в Думе, голосовали против (137 голосов), у партии власти хватило собственных сил протащить этот документ – «за» было подано 294 голоса из 305, которыми она обладает в Думе.
Против, отметим это особо, консолидированно голосовали и коммунисты, и жириновцы, и даже члены фракции «Родина», а также все независимые депутаты. Но их мнение было проигнорировано.
Формально законопроект, как отмечено в пояснительной записке, существенно облегчает жизнь организаторам митингов. Так, теперь не нужно ждать обязательно разрешения на проведения акции протеста – достаточно всего лишь за 10-15 дней направить соответствующее уведомление в местные органы власти.
Однако на самом деле, получив уведомление, чиновник (его реакция на заявку не является теперь обязательной) легко может митинг запретить.
Во-первых, законопроект вводит запрет «на проведение пикетов и других аналогичных мероприятий на автомагистралях, у зданий органов госвласти в центре и регионах, у дипломатических представительств, территориям, непосредственно прилегающим к президентским резиденциям и международным организациям, пользующимся международной защитой». То есть все желающие выразить властям свой протест по тому или иному поводу должны будут собираться теперь где-нибудь в поле или в спальных районах, где их акция вряд ли будет кем-то замечена, а голос услышан.
Кроме того, законопроект дает возможность местным властям запрещать митинги из соображений безопасности, угрозы беспорядков или из-за «несоответствия общепринятым нормам нравственности и морали».
Депутаты оппозиционных фракций об ограничении митингов
Сергей Решульский (КПРФ):
– Я думаю, мы наберем 100 голосов для обращения в Конституционный суд. Но страшно другое: по итогам ста дней заседания Думы четвертого созыва определен, как модно говорить сегодня, вектор направления политики правящей власти...Все 294 депутата, которые поддержали законопроект, являются членами фракции «Единая Россия». Во главе со спикером Борисом Грызловым «за» проголосовали его заместители Вячеслав Володин, Любовь Слиска, Владимир Катренко, Олег Морозов, Владимир Пехтин и Артур Чилингаров, председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников и журналист МК Александр Хинштейн. Из единороссов не голосовали только Андрей Исаев, Андрей Макаров, Константин Затулин, Николай Герасименко, Борис Резник и Юрий Лосский.
Все депутаты-коммунисты высказались «против». Единодушие в «Родине» нарушили только депутаты Елена Мухина и Шамиль Султанов, которые вообще не голосовали. Из 15 одномандатников законопроект поддержал только депутат Александр Невзоров, за которого, по доверенности, проголосовал представитель «Единой России».
Кстати, докладчиком по законопроекту выступал замминистра юстиции Евгений Сидоренко (то есть документ поддерживается не просто думским большинством – он был написан правительством по заданию администрации президента). По словам Сидоренко, закон стране нужен позарез, так как до сих пор проведение митингов и шествий регулируется законом Верховного совета от 1988 года, а также указами президента Ельцина от 1992 и 1993 годов. Чем плохи эти документы, никто не понял. А еще депутатов не из «Единой России» интересовало, почему нельзя митинговать у органов власти и где можно ознакомиться с полным списком «общепринятых нормы морали». «Просто речь идет о возможности нарушения работы этих органов исполнительной власти в связи с проведением митингов», — оправдывался Сидоренко.
— Откуда же этот бюрократический подход? Вы говорите о нарушении работы. А как тогда гражданам передавать требования власти? Ведь такое право было у нас по Конституции в течение десяти лет! — недоумевал в ответ независимый депутат Виктор Похмелкин.
— Может, вы запретите людям разговаривать на митингах? — напирал коммунист Виктор Тюлькин.
— Ну где вы такие ограничения в тексте нашли? — отвечал вопросом на вопрос Сидоренко. — Я бы действительно ко второму чтению конкретизировал, какие требования следует предъявлять к пикетам, на которые собираются 1-2 человека и митингам, численность которых может переходить в многотысячные манифестации.
Впрочем, долго задавать каверзные вопросы подрастерявшемуся замминистра юстиции единороссы не позволили. Дискуссия была свернута (фракциям дали задать всего по два вопроса), и документ поставлен на голосование. Его результаты известны.
Теперь в течение месяца профильный комитет будет принимать поправки в текст документа от всех, кто может это делать, – как от рядовых депутатов, так и от законодательных собраний субъектов федерации. С их учетом документ будет доработан и вынесен на второе чтение. Однако с учетом расстановки сил в Думе можно не сомневаться, что никаких радикальных послаблений в текст включено не будет. Не для того его писали.