В воскресенье ЮКОС, законный владелец «Сибнефти», на внеочередном собрании ее акционеров должен был избрать новый, свой, совет директоров компании. Должны были также быть внесены поправки в устав «Сибнефти», которые предполагали избрание президента не собранием акционеров, а решением совета директоров.
Это позволило бы ЮКОСу прямо в воскресенье назначить своего главу компании.
ЮКОС выдвинул на пост президента «Сибнефти» своего топ-менеджера Стивена Майкла Тиди, президента ООО «ЮКОС-Москва», который, как и глава ЮКОСа Семен Кукес, является гражданином США.
Формально в воскресенье была вторая попытка ЮКОСа, владеющего 92% акций «Сибнефти», получить законное право управлять своей компанией. 30 декабря 2003 года ЮКОС уже пытался избрать в совет директоров «Сибнефти» своих представителей. Однако тогда топ-менеджмент, работающий в компании со времен владения «Сибнефтью» Романом Абрамовичем, заявил, что не получил вовремя списка кандидатов от ЮКОСа, и отсутствие кворума стало официальной причиной срыва внеочередного собрания «Сибнефти». ЮКОС заявил, что списки кандидатов были направлены вовремя, и посчитал бессмысленным свое участие в собрании.
На этот раз «Сибнефть» официально объявила о получении списка кандидатов — на 9 мест в совете были выдвинуты 9 кандидатов от ЮКОСа. Кроме того,
бывшие владельцы «Сибнефти» пообещали, что не будут препятствовать ЮКОСу в получении контроля над компанией.
Собрание должно было начаться в 11.00 в московском «Президент-отеле», регистрация участников — в 10.30. Собрание проводил регистратор «Сибнефти» компания ЗАО «Р.О.С.Т.». Регистрация началась с двадцатиминутным опозданием, но когда представители ЮКОСа поинтересовались ее ходом, сотрудники Р.О.С.Т. заявили, что кворума нет.
— Как это нет? Мы же вам направили бюллетени с досрочным голосованием несколько дней назад! — спросил управляющий делами «ЮКОС-Москва» Алексей Курцин.
— Сейчас посмотрю, — заявила представитель регистрационной комиссии. — Одну минуту, компьютер завис...
После того как через полчаса компьютер заработал, представителям ЮКОСа заявили, что никаких бюллетеней от ЮКОСа комиссия не получала. Попытка оформить дубликаты бюллетеней также не удалась:
забрав у сотрудников ЮКОСа их доверенности и заявления на получение дубликатов, представитель Р.О.С.Т. исчез.
Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил, что кворума на собрании не оказалось, поскольку при подсчете голосов регистратор «Сибнефти» ЗАО «Р.О.С.Т.» игнорировало бюллетени ЮКОСа.
«Мы заявляем, что мы своевременно за два дня до собрания предоставили в регистратор все необходимые документы, включая бюллетени для голосования. Поэтому действия регистратора «Сибнефти» и самой компании не имеют никаких объяснений. Защищая свои интересы и интересы своих акционеров, ЮКОС обжалует в суде действия «Сибнефти».
Пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов, комментируя воскресный скандал, заявил следующее:
«Мы выражаем полное удовлетворение тем, что все договоренности с акционерами ЮКОСа по разделу компаний соблюдаются, и сегодняшнее собрание полностью это подтвердило. Мы полностью удовлетворены его итогами».
По его словам, срыв собрания в такой демонстративной форме — очередное оскорбление менеджмента ЮКОСа. Все это произошло с согласия акционеров ЮКОСа, «с которыми у нас есть все соответствующие договоренности». Что касается менеджемента ЮКОСа, то «наши отношения с менеджментом ЮКОСа носят публицистично-постановочный характер».
ЮКОС также пригласил на собрание наблюдателей от государственных ведомств, отвечающих за соблюдение законности. Однако ни представители ФКЦБ, ни представители Федеральной службы по финансовым рынкам — правопреемницы ФКЦБ — на собрании не появились.
Пресс-секретарь ФКЦБ Светлана Подгорная сделала заявление, аналогичное заявлению «Сибнефти»: «Мы получили приглашение ЮКОСа принять участие в собрании акционеров «Сибнефти». Однако заявка пришла слишком поздно, и в связи с реорганизацией нам не удалось быстро на нее среагировать».
Опрошенные аналитики считают, что ни ФКЦБ, ни Абрамовича, ни других бывших владельцев «Сибнефти» — компанию Millhouse Capital, ни тем более команду топ-менеджеров «Сибнефти» уже не заботит ни собственная репутация, ни репутация компании, — они лишь разменные фигуры в политической игре.