В проекте документа осуждалось не только убийство духовного лидера ХАМАС Ясина, но и «любые террористические акты против гражданских лиц». В резолюции был также призыв «полностью прекратить внесудебные расправы». Авторы документа предложили властям Израиля и Палестины неукоснительно следовать своим обязательствам в рамках плана «Дорожная карта» и сотрудничать с международными посредниками «в целях реализации концепции сосуществования двух государств, живущих бок о бок в условиях мира и безопасности».
В таком виде резолюцию поддержали 11 из 15 членов Совета Безопасности, воздержались Великобритания, Германия и Румыния. Такого расклада было более чем достаточно для принятия документа – хватило бы и 9 голосов.
Однако США уже четвертый раз за последний год воспользовались своим правом вето и блокировали принятие резолюции по ближневосточному вопросу. Причина прежняя – Вашингтон не согласен с тем, что в документах (и нынешний не исключение) в первую очередь осуждается Израиль, но не радикальные группировки типа ХАМАС, которые регулярно берут на себя ответственность за теракты против израильтян. «Нельзя осуждать действия одной стороны и закрывать глаза на все остальное, что происходит в регионе», — заявил американский представитель Джон Негропонте на заседании Совбеза.
После голосования исполняющий обязанности постпреда РФ при ООН Геннадий Гатилов выразил сожаление, что Совет Безопасности «не смог прореагировать на развитие ситуации на палестинских территориях».
Накануне, 24 марта, в Комиссии ООН по правам человека большинством голосов была принята резолюция, осуждающая «подобные действия Израиля». В документе также содержался призыв к израильскому правительству «соблюдать принципы международного права». Инициатором этого проекта резолюции выступил Пакистан от имени стран — членов Организации исламской конференции. За принятие документа проголосовала 31 страна, 18 стран – в основном члены ЕС – воздержались, а США и Австралия проголосовали против. После принятия документа представитель Израиля при ООН Дэнни Гиллерман назвал это «вопиющем лицемерием». «Ни одной резолюции, осуждающей массовые убийства наших граждан, не было принято этим советом», — объяснил он свое негодование.
Что касается заседания Совбеза ООН, на котором был вынесен алжирский проект резолюции, то изначально ни у кого не было сомнений, что США воспользуются своим правом вето. Хотя итог голосования мог быть иным: голосование по проекту резолюции в СБ откладывалось в минувший вторник, так как шли напряженные консультации между странами — членами Совбеза на предмет выработки устраивающего все стороны текста документа.
«Убеждены, что шансы на достижение консенсуса были, если бы консультации были продолжены», — цитирует замминистра иностранных дел РФ Юрия Федотова «Интерфакс».
Теперь сторонники принятия резолюции собираются вынести этот же текст на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. В нее входит 191 страна-участница, и ни у кого нет права вето. Вполне возможно, что большинство проголосует «за», только, в отличие от резолюций СБ ООН, решения ассамблеи имеют исключительно рекомендательное, сугубо символическое значение.