Одной из главных загадок при переменах в правительстве была личность руководителя вновь созданной Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая будет подчиняться лично Михаилу Фрадкову.
Слухи возводили на главный финансовый трон страны депутата Плескачевского, чиновника из аппарата правительства Миловидова, заместителя председателя ЦБ Корищенко и инвестиционного магната Шохина; победил все-таки Вьюгин.
Полномочия у ФСФР поистине гигантские. Согласно указу президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, к новой службе отойдут функции и полномочия Федеральной комиссии по ценным бумагам (контроль и лицензирование профучастников фондового рынка, а также контроль за соблюдением эмитентами законодательства о ценных бумагах), частично Минфина (контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений), Министерства по антимонопольной политике (контроль за биржами) и Минтруда (пенсионные накопления).
Суммарные активы участников рынка, подпадающих под регулирование ФСФР, составляют сотни миллиардов долларов и превышают активы банковской системы.
Хотя есть и области, куда не простирается власть ФСФР и Олега Вьюгина. Это страховые компании, аудиторы и банки. В связи с этим логично ожидать, что у ФСФР в процессе осуществления ее деятельности неизбежно будут возникать трения с ведомствами, в ведение которых отдан контроль за этими участками финансового рынка – Федеральной службой страхового надзора, Минфином и Банком России.
Дискуссии о создании мегарегулятора велись на протяжении всего 2003 года. Главным его идеологом было Минэкономразвития — там считали, что рост финансовых групп перестал поддаваться контролю. Минэкономразвития предлагало сформировать мегарегулятор на базе Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).
В самой ФКЦБ с таким сценарием не соглашались и предлагали создать межведомственный орган. Но этот вариант, предполагавший создание еще одного ведомства, не вписывался в концепцию административной реформы, а потому в реальности осуществился вариант, близкий тому, что предлагало Минэкономразвития.
ФСФР получилась очень мощная. Михаил Фрадков неоднократно называл ее «вторым Центробанком».
Сами регулируемые – участники финансового рынка – приняли новость о назначении Вьюгина с радостью: мегарегулятор не превратится в полицейскую дубинку, если его возглавляет либеральный экономист. Олег Вьюгин слывет человеком, не боящимся высказывать собственное мнение, отличное от мнения правительства и президента, что в чиновничьей среде уж и вовсе редкость.
А чиновничье прошлое у Олега Вьюгина богатое – в Минфине он прошел путь от руководителя департамента макроэкономической политики до первого замминистра, в Центробанке последние два года выполнял обязанности первого зампредседателя и члена совета директоров. Олег Вьюгин известен и работой в инвестиционной компании «Тройка Диалог» в качестве вице-президента и главного экономиста.
Среди положительных качеств главы ФСФР значатся наработанные профессиональные отношения как с чиновниками, так и с участниками рынка.
Начальник аналитического управления инвестиционного департамента банка «Зенит» Сергей Суверов отмечает, что Олег Вьюгин имеет опыт работы на госслужбе и «одновременно хорошо знаком с фондовой тематикой, равно как и с макроэкономикой». По мнению аналитика, последствия этого назначения для фондового рынка «очевидно позитивные»: скорее всего, будет начата подготовка к буму IPO, особенно для средних предприятий, получит развитие рынок производных инструментов. А работа ФСФР станет более прозрачной и дружественной к субъектам рынка — в сравнении со стилем ФКЦБ, считает Сергей Суверов.
Александр Шохин воспринял поражение спокойно и тоже признал, что кандидатура Олега Вьюгина будет воспринята рынком положительно. Сомнения Шохина состоят только в том, что непосредственно на финансовых рынках Вьюгин не работал. Но, уверен Шохин, Вьюгин сумеет прислушаться к позиции профучастников и будет действовать с большей прозрачностью.
Аналитик компании «Тройка Диалог» Елена Красницкая назвала назначение Вьюгина «хорошо продуманным решением — как практически, так и политически». По ее мнению, это назначение положит конец трениям между двумя основными регуляторами на финансовом рынке — ФКЦБ и Центробанком.