Вопрос, в чем лучше грабить, приобретает новую остроту, подобно вопросу, в чем хранить сбережения. Евро или доллары? Доллары лаконичнее и консервативнее. Евро актуальнее и смешнее. Евробоевики пока конкуренции долларовым не составляют, но очень стараются. Последний пример такой старательности – фильм «Ни за, ни против (а совсем наоборот)» (Ni pour, ni contre (bien au contraire)).
Одинокая парижанка работает оператором на телевидении – снимает бросовые сюжеты. Случайная знакомая, проститутка – героиня интервью, предлагает девушке подзаработать. Работа оказывается простой. Нужно снять реальное ограбление для анонимного поклонника экстремального видео. Девушка соглашается и идет на дело с бандой живописных разбойников. Во время налета на отважного оператора нападает одна из жертв, которую приходится утихомирить ударом видеокамеры. Обнаружив в себе талант к насилию, девушка решает, что такая жизнь для нее, и становится членом банды.
Все мило и элегантно. Ограбление ювелирного бутика заканчивается чашкой эспрессо в кафе напротив.
Веселая жизнь с кучей денег происходит не в кошмарном Лас-Вегасе, а на Ривьере, что, согласитесь, куда изящней.
Да и сами бандиты не заурядные быки и неудачники, а яркие представители новой Европы – армянин--владелец знакомого шампура с шаурмой, постановщик танцевальных номеров в полукриминальном кабаке, настоящий парижский пижон и юный отморозок, напоминающий цыгана из «Добермана». Эти люди станут лучшими друзьями девушки, с одним из них она переспит, но самыми лучшими ее друзьями все же окажутся пачки новеньких двадцаток и сотенных. Но чтобы убедиться в этом, ей придется убить несколько человек, поработать проституткой и совершить предательство, превратив к середине фильма комедию в суровую драму.
Снявший картину Седрик Клапиш говорит, что криминальная история понравилась ему сходством подготовки ограбления с подготовкой к съемкам фильма.
Парень который год старается выбиться в люди, который год подает надежды и, видимо, когда-нибудь своего добьется. Отвратительную фантастическую мелодраму «Возможно» с самим Бельмондо он уже успел замолить комедией «Испанка» с самой Амели. Поняв, что его фишка – кино объединенной Европы, он и сделал «Ни за, ни против», попытавшись продолжить традиции французского боевика в новой культурной ситуации.
Это ему почти удалось. Мари Жилен, сыгравшая роль жадной девушки, – полноценная европейская звезда с неброской внешностью и бездной обаяния. Наблюдать историю ее морального падения и неправедного обогащения весело и увлекательно. Прочая компания танцоров-шаурмистов, жестоких убийц и хороших друзей достаточно колоритна, чтобы не раздражать. А поскольку история ограбления банков вчерашними неудачниками касается всех и каждого, «Ни за, ни против» оказывается неожиданно приятным и необременительным времяпрепровождением.
Огорчает одно – авторская смелость. В старые добрые времена режиссерам не то что рот открыть – монтировать не разрешали, для этого существовали продюсеры. Поскольку теперь всякий сам себе продюсер, фильм идет сто десять минут, примерно двадцать из которых совершенно лишние.
Впрочем, когда фильм дает возможность зрителю отлучиться из зала без каких-либо потерь, – это гуманно, прогрессивно и дружелюбно к пользователю.