Еще не все свои спектакли сыграли питерские авангардисты, а в юбилейной гастрольной программе «Золотой маски» начался новый период. Условно назовем его «национальное достояние», поскольку не знаю, каким еще словом объединить разнотипные постановки, представляющие важные статьи нашего театрального экспорта. (То есть самый главный экспорт у нас остался прежним – Мариинка и БДТ, но и кроме них еще кое-что пользуется спросом.)
Так вот, самое эффектное в нынешней программе – День Гришковца. 13 марта с полудня до глубокой ночи переезжая со сцены на сцену, он сыграет все пять своих спектаклей. (Обратите внимание: в день открытия фестиваля еще одну пьесу Гришковца – «Зима» — сыграет театр из Воронежа).
Первой пойдет «Как я съел собаку», с которой Женя пять лет назад покорил Москву. Помню, тогда, играя перед набитым залом первого фестиваля NET, он от волнения в череде воспоминаний о своей службе на Дальневосточном флоте забыл рассказать ту самую историю, как он ел собаку, приготовленную сослуживцем-корейцем. Ел и жалел девочку, которая эту собаку, наверное, ищет. Потом Гришковец уже эту историю не забывал, а с первого спектакля у меня в памяти остался армейский ритуал под названием «перессык»: гарнизон солдат, выстроившись на заре лицом к государственной границе, по команде писает с обрыва в океан — торжественная, загадочная и угрожающая картина. Надо сказать, «Собаку» Женя некоторое время назад из своего репертуара снял, и если он так и не решится «по многочисленным просьбам слушателей» ее вернуть, нынешняя возможность увидеть спектакль будет уникальной.
Вторым спектаклем пойдет «ОдноврЕмЕнно» — одно из трогательнейших произведений, которые мне пришлось видеть, с неопределимым сюжетом и даже темой (именно тогда он и назвал себя «новым сентименталистом»). В сущности, речь шла о попытке постижения одновременности мира. Ведь так важно ощутить сразу, как тысячи самолетов взлетают и садятся, как идут поезда и машинисты меняются на узловых станциях, как работают все органы в теле — все сразу, одновременно.
Ведь бывает, что увидишь маленькую репродукцию и почувствуешь все сразу, а поедешь специально в Дрезден, встанешь перед «Сикстинской мадонной» — и ничего не чувствуешь, хотя раньше она очень нравилась.
(Это я пытаюсь пересказать Гришковца своими словами.)
Затем «Планета», замечательный спектакль о сущности любви. Именно о сущности, поскольку сюжета у него опять нет, несмотря на то что «Планета» — первая гришковцовская «настоящая» постановка, с полноценными декорациями и партнершей – красавицей Анной Дубровской из Вахтанговского театра.
И за «Планетой» — «клубные» спектакли. Сначала «Дредноуты», которые Гришковец сыграет в «Огороде» — первый спектакль формально не «о себе», а на исторический сюжет (про Ютландскую битву – морское сражение немцев с англичанами в первую мировую войну). Второе название «Дредноутов» — «Cпектакль для женщин».
И оказывается, что вся история королевского флота и огромных дредноутов-убийц превращается в очень частную историю, которую мужчина рассказывает какой-то одной женщине, чтобы объяснить ей, какими бывают мужчины, когда им приходится умирать на войне.
И последний спектакль, который начинается в полночь в «16 тоннах», – уже разобранный радиостанциями и разошедшийся на дисках легкий и необязательный концерт «После работы» с калининградской группой «Бигуди», где поет жена Гришковца Лена.
Как ни странно, возвращаюсь я к идее «национального достояния»: Гришковец, на первый взгляд такой непереводимый, имеет в Европе большой успех и уже не первый год путешествует с фестиваля на фестиваль.
Следующим нашим достоянием надо считать классический русский балет. Его привезет один из лучших отечественных театров оперы и балета – Новосибирский. Самое интересное здесь — «Коппелия» Делиба, но не та редакция, которую нынче везде танцуют, а скрупулезно восстановленная старинная постановка Петипа в Мариинке – очень милое и стильное зрелище. А кроме нее из Новосибирска приедет знаменитый минкусовский «Дон Кихот» и вдобавок экстравагантная опера, шокировавшая привыкших к классике новосибирских слушателей – соц-артовская «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке на сюжет Виктора Ерофеева.
Следующим номером нашей программы пойдут якуты, которых тоже очень любят мировые фестивали, падкие на все экзотическое. А Андрей Борисов, главный режиссер Саха-театра им. П. Ойунского (и заодно якутский министр культуры), даром что выпускник ГИТИСа и ученик Андрея Гончарова, еще и мастер любой сюжет превратить в древнюю северную притчу, шаманскую и завораживающую.
Театр из Якутска привезет три спектакля. «Желанный голубой брег мой» по повести Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» – это самая знаменитая постановка Борисова, которую он выпустил еще 25 лет назад как свой дипломный спектакль, получил за нее Госпремию и мировое признание. «Король Лир», полный каких-то камланий, еще больше напоминает о мрачной архаике и мифе. А недавнее «Олонхо» — уже настоящий якутский героический эпос о богине-богатырше Кыыс, в роли которой – грандиозная Степанида Борисова, актриса и много гастролирующая по миру певица, владеющая техникой горлового пения.
Ну и последнее наше достояние в нынешней юбилейной гастрольной программе — театр «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. Вообще-то совсем недавно родившийся российский модерн-данс котируется в мире невысоко. Татьяна Баганова, пожалуй, единственное исключение, и большинство ее последних премьер сделано по заказу зарубежных фестивалей. Багановские «Провинциальные танцы» привозят две одноактовки: «Свадебку» Стравинского, неожиданно камерную и домашнюю, безо всякой этнографии, с помощью которой в последнее время все разбирались с этим балетом. А еще чудесный «Кленовый сад» — изысканную, полную томления и абсурдного юмора лесную сказку, где мужчины привязывают женщин за волосы к ветвям деревьев, чтобы не улетели.
Вот, собственно, и все о «национальных достояниях». Инджой!
Все спектакли Евгения Гришковца 13 марта:
«Как я съел собаку» — 13.00, «Школа современной пьесы», Основная сцена.
«Одновременно» — 16.00, «Школа современной пьесы», Малая сцена.
«Планета» — 19.00, «Школа современной пьесы», Малая сцена.
«Дредноуты» — 21.30, клуб «Огород».
«После работы», концерт с группой «Бигуди» — 24.00, клуб «16 тонн».
Театр оперы и балета, Новосибирск:
«Жизнь с идиотом». А. Шнитке — 15 марта, 19.00, «Новая опера».
«Дон Кихот». Л. Минкус — 16 марта, 19.00, Большой театр, Новая сцена.
«Коппелия». Л. Делиб — 17 марта, 19.00 Большой театр, Новая сцена.
Саха-театр им. П. Ойунского, Якутск:
«Король Лир». У. Шекспир — 22 марта, 19.00, Театр имени Маяковского.
«Желанный голубой берег мой». Ч. Айтматов — 23 марта, 19.00, Театр имени Маяковского.
«Олонхо» — 24 марта, 19.00, Театр имени Маяковского.
«Провинциальные танцы», Екатеринбург:
«Свадебка», «Кленовый сад» — 26 марта, 19.00 Центр им. Вс. Мейерхольда.