Владимир Путин в Московский дом музыки собирался, но в последний момент не приехал. Это обстоятельство ощутимо нарушило концертный ритм. Маэстро Доминго начал с ходу менять программу. Свой коронный, специально для Москвы выбранный номер — арию Германна из «Пиковой дамы» Чайковского, которую Доминго в соответствии с мировыми критериями исполнительского мастерства поет на языке оригинала, он спешно перенес из первого отделения во второе, однако тщетно. Блеснуть русским прононсом перед российским президентом не удалось. Путин не приехал и ко второму акту. Зато путаница с репертуаром подарила публике трогательное зрелище — Доминго с нотным листочком в руках, снующий вдоль оркестрантов и заботливо указывающий, что он намерен дальше петь.
Но, собственно, пел Пласидо Доминго немного — за полтора часа концерта не более десяти арий. По стандартной схеме всех оперных мегазвезд он чередовал свои выходы к рампе с оркестровыми соло, дуэтами со своей русской партнершей Натальей Ушаковой и ее персональными выступлениями. Даже количество бисов было четко запланировано — восемь. Однако на бисы моложавый 63-летний тенор потратил гораздо более запланированного получаса. Доминго позволил себе и пуститься в пляс с красавицей Ушаковой, и пококетничать с великолепно звучавшим спиваковским оркестром, и призвать всех спеть хором куплеты из «Веселой вдовы», и на чистом русском сообщить публике, ко второму часу концерта потерявшей степенство и невежественно требовавшей «О соле мио»: «Я сам знаю, что вам спеть».
Конечно же, фирменную солнечную арию Лучано Паваротти Доминго петь не стал. У него своя коронная – «Гранада», и ее он исполнил так душевно, артистично и темпераментно, что заслужил наконец-то самые горячие и искренние овации публики. До «Гранады» рукоплескали тоже, но по долгу вежливости, без подлинного энтузиазма. И только в этой мексиканской песенке во всей красе расслышался тот знаменитый доминговский мягкий бархат, ради которого и двух тысяч долларов за билет не жалко.
Строго говоря, по-настоящему маэстро распелся только к финалу.
Но по иронии судьбы фешенебельная публика особенностей творческого стиля маэстро, а также европейской системы обязательных финальных выходов на бис еще не усвоила. Мистер Доминго еще только принялся раскланиваться после основной программы, как добрая половина партера вскочила с мест и устремилась к выходу.
Давно известно: русского зрителя никакие теноры и никакие цены на билеты (места в партере от 20 тыс. до 60 тыс. рублей) не удержат от спринтерской гонки в гардероб.
Но тут даже равнодушные охранники не смогли скрыть душевного порыва. «Куда же вы, еще пять бисов будет» — останавливали они самых прытких. К счастью, для знакомой с оперным этикетом части публики, Пласидо Доминго этого невежества не заметил и бисировал волшебно. Это он очень любит.
Вообще, сам Доминго отлично знает особенность своего актерского темперамента: из всех частей концерта сильнее всего ему удается финал. И посему он жестко и бесцеремонно подчиняет этому обстоятельству все и всех. В Москве, например, певец ввел самые жесточайшие условия допуска прессы. Журналистов на концерт не аккредитовали. Лишь десяти избранным и проверенным торжественно подарили драгоценные билеты, остальных и на порог не пустили. А телерепортеров предусмотрительно заперли на весь концерт в глухом углу и позволили снимать только бисы, когда маэстро был в наивыгоднейшей вокальной форме и при пышных букетах. Все-таки ему 63, возраст уже явно ощущается, и приходится подбирать выгодные ракурсы. А еще в зале Дома музыки большие проблемы с акустикой. Без сложной микрофонной системы на сцену выйти нельзя. Великий тенор без них тоже не обошелся. Меломаны ругались. Солист Большого театра Зураб Соткилава, сидя в первом ряду, аплодировал знаменитому испанцу, как мальчишка, пылко и бурно, но в антракте очень досадовал, что нельзя было послушать короля оперы без микрофонов.
Однако выбирать московской публике не пришлось и, увы, уже не придется. Скорее всего, в нашей столице большой сольный концерт Пласидо Доминго пел в последний раз. Через два года он вообще намерен официально покинуть сцену. Так что повторно знаменитого тенора можно послушать только за пределами России. Завтра, кстати, маэстро будет уже в Нью-Йорке. И там продолжит пропагандировать свою самую любимую на сегодняшний день партию Германна в «Пиковой даме».