В среду премьер-министр Фрадков провел первую пресс-конференцию в новом качестве. Это мероприятие вызвало неподдельный интерес со стороны как прессы, так и белодомовских обитателей. Пресс-зал был заполнен до отказа.
Белодомовцы шептались – их беспокоило, будет ли вести пресс-конференцию нынешний руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков. Когда он вошел в пресс-зал вместе с Михаилом Фрадковым, эта часть аудитории вздохнула с облегчением – видимо, появление Горшкова и Фрадкова в паре было признаком того, что пока перемен и массовых увольнений не предвидится.
Михаил Фрадков зашел улыбаясь, поздоровался с журналистами, обратившись к ним старым добрым словом «товарищи», и начал рассказывать про структурные преобразования в правительстве.
На этот раз перед премьером не было никаких бумажек, кроме нарисованной схемы нового правительства.
Однако обрадовавшиеся перспективе «живого рассказа» журналисты через несколько минут скисли – Фрадков говорил хоть и экспрессивно, но нечетко, обрывая предложения на середине, и кто-то в сердцах произнес: «Да как же он на двух иностранных языках разговаривает – он и по-русски-то путано объясняется?».
Из слов премьер-министра следовало, что новый состав правительства буквально с первого часа беспрерывно работал над реализацией указа президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Сначала министры собрались «в неформальной обстановке» во вторник вечером, «чтобы обсудить детали», уже в среду утром Михаил Фрадков представил Михаила Зурабова сотрудникам укрупненного Министерства здравоохранения и социального развития, вечером планируется представить министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина, министра образования и науки Андрея Фурсенко, а также министра природных ресурсов Юрия Трутнева.
А в четверг вопрос о том, как наладить работу новых министерств, будет обсуждаться на заседании правительства.
Михаил Фрадков подчеркнул, что эти изменения – «шаг решительный, касающийся глубоких преобразований правительственной структуры». Тут-то то ли по неопытности, то ли по простодушию Михаил Фрадков и выдал, в чем на самом деле состоит фокус с административной реформой.
Когда премьера спросили о судьбе глав упраздненных министерств, выяснилось, что практически никто из них не останется непристроенным. Причем привыкать к новым видам деятельности им не придется: все они будут заниматься тем же, чем и раньше – только в ранге не министров или вице-премьеров, а замов вновь назначенных глав укрупненных министерств.
Бывший вице-премьер Галина Карелова займет должность заместителя министра здравоохранения и социального развития, заместителем министра по здравоохранению станет также бывший, правда в позапрошлом правительстве, министр здравоохранения Владимир Стародубов. Бывшему вице-премьеру Борису Алешину предложена должность директора Федерального агентства по промышленности, входящего в структуру Министерства промышленности и энергетики. Бывший министр образования Владимир Филиппов станет первым замминистра образования и науки. Руководителем Федерального агентства культуры станет экс-глава Министерства культуры Михаил Швыдкой, а руководителем Федерального агентства информации — бывший глава МПТР Михаил Лесин. Александр Починок, занимавший пост министра труда и социального развития, возглавит Агентство по труду и социальной защите в Министерстве здравоохранения и социального развития, а бывший глава Минатома Александр Румянцев займет пост руководителя Федерального агентства по атомной энергетике в Министерстве промышленности и энергетики. Леонид Рейман, возглавлявший Минсвязи, станет первым заместителем министра транспорта и связи, экс-министр транспорта Сергей Франк — тоже.
«Мы стараемся не терять опытные кадры. И я очень благодарен министрам и даже вице-премьерам, которые согласились с таким понижением ради общего дела», — подчеркнул Фрадков.
Материальных потерь обиженные пониженные не понесут – Фрадков особо отметил, что ухудшения материального положения передвинутых чиновников допускать нельзя.
Когда оторопевшие от такого поворота событий журналисты пришли в себя и спросили, а что же с сокращением численности чиновников, которое провозглашалось чуть ли не основной целью административной реформы, Михаил Фрадков их поправил:
«Уменьшение количества чиновников – это не самоцель». А увеличения их количества не будет – нужно вписываться в отпущенный бюджет, успокоил Фрадков.
Таким образом, аппарат не только не уменьшился, но наоборот, стал куда более громоздким, несмотря на то что количество людей в должности министров действительно сократилось – в структуре появился еще один промежуточный уровень между президентом и правительством. Суть преобразований с младенческим простодушием объяснил сам Фрадков: «Мы просто делаем перегруппировку, усиливая верхушку, а всю конкретную работу перенося вниз».
По его словам, новое правительство имеет структуру пирамиды: «на верхушке нет ничего лишнего» — только премьер Фрадков, вице-премьер Жуков и руководитель аппарата министров Козак.
Но вот сама пирамида стала больше: бывших министров спустили вниз – «делать конкретную работу», а между ними и верхушкой поместили слой министров, которые по сути будут выполнять роль вице-премьеров. В старом правительстве вице было шесть, в новом их количество фактически выросло до девяти.
Причем в устройство правительства заранее заложена недостаточная управляемость. Просто посчитаем: мозговой центр по выработке экономической политики в администрации президента, действующий под началом Игоря Шувалова, сохранился. Проводником и адаптатором его идей в правительстве, а также генератором собственных будет выступать Дмитрий Козак. Плодами его труда будут пользоваться премьер-министр Михаил Фрадков и его единственный формальный заместитель Александр Жуков.
Теперь — министры. Половиной их управляет самостоятельно президент. Вновь назначенные министры из числа подчиненных одновременно Фрадкову, Жукову и Козаку сами опять ни за что толком отвечать явно не будут — эту работу на себя возьмут их заместители.
Получается в общей сложности шесть или, если считать президента, семь разных уровней ответственности.
Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев, правда, заявил «Газете.Ru», что нынешняя ситуация с правительством хороша хотя бы тем, что в ней уже намного меньше «тумана», а также «прослеживается логика». По его мнению, действительно предпринимается попытка изменить структуру правительства, чтобы уменьшить трения между министерствами и ускорить ход реформ, но эта логика может оказаться неэффективной.
«Есть опасность, что роль устраненных вице-премьеров возьмут на себя руководители созданных суперминистерств. Функции опять же будут не распределены, и снова будут столковения по ключевым вопросам», — пояснил Андрей Яковлев.
Исполнительный директор Экспертного института при РСПП Андрей Нещадин считает, что реформы могут натолкнуться на сопротивление изнутри — со стороны госчиновников средней руки: «Пока аппарат будет иметь кадровую структуру с преобладанием людей пенсионного и предпенсионного возраста, имеющих опыт работы советских времен, единственный путь трансформации — резкое сокращение чиновничьих функций. Пока произошло перераспределение и разграничение функций, но если за этим не последует сокращение, то мы можем прийти к тому, что количество чиновников не снизится, а возрастет примерно в полтора раза».
Когда этот материал готовился к сдаче, в редакцию «Газеты.Ru» пришел факс из несуществующего Министерства по налогам и сборам, где сообщалось, что заместителем министра РФ по налогам и сборам назначается Анатолий Сердюков. Административная реформа идет полным ходом. Но мимо министерств.