Претендентов на роль той самой ласточки, которая делает весну, – не счесть. Причем каждый, подобно шаману, убежден, что зиму изгоняет именно он. Вот и пресс-релиз Седьмой национальной выставки-ярмарки «Книги России» начинается гордой шапкой «Весна приходит с «Книгами России». И впрямь не поспоришь – зима формально уже закончилась, а традиционное весеннее обострение русской литературы что-то никак не начнется.
Обычно весеннее оживление в книжном секторе знаменовалось вручением премии самого недюжинного пропойцы русской литературы Аполлона Григорьева. Но в этом году премия простилась с совершенно не пропойным денежным призом в 25 тысяч баксов и теперь дается просто для блезиру, вследствие чего интерес к ней поувял. Не разбудило его и традиционное продолжение – вручение солженицынской премии, которое в этом году книжников не растолкало, а обидело. Жюри «литературной премии Александра Солженицына» решило не обращать внимания на название премии и выдать 25 тысяч долларов не литераторам, а кинематографистам — режиссеру Владимиру Бортко и артисту Евгению Миронову за телесериал «Идиот».
Так что и впрямь – все начнется с традиционной «весенней» книжной выставки-ярмарки «Книги России», презентация которой прошла 4 марта. Не менее традиционно открыл презентацию главный пиарщик книжных ярмарок замминистра печати Владимир Григорьев, нестандартно щеголявший приставкой «и. о.». Начал он, как и полагается, с достижений. Как выяснилось, в 2003 г. Россия преодолела заветный порог в 80 тысяч изданий в год и вошла в пятерку стран, издающих наибольшее количество наименований книг. Совсем немного осталось до преодоления следующего рубежа – 100 тысяч титулов, что позволит нашей стране присоединиться к «большой тройке» — до сих пор этот порог перешагнули только Китай, Великобритания и США. Достижение особенно впечатляет, если учесть, что лет пять назад мы издавали не более 35–37 тысяч.
Вопроса о тиражах замминистра благоразумно не касался, и правильно сделал – там рост если и есть, то далеко не столь впечатляющий. Увеличение количества наименований связано в первую очередь с тем, что практически все российские издательства, несколько раз ощутимо попав на «зависшие» тиражи, в последние годы сменили тактику. Ассортимент потеснил Объем, и сейчас в ходу принцип «Издавай всех, а читатель своих опознает!». Издательства «на пробу» выпускают едва ли не любой текст потребного объема, но стартовые тиражи даже у детективов и фантастики упали до 5–7 тысяч. Поэтому доходы книгопроизводителей выросли не намного, а вот количество издательств, выпускающих более ста наименований книг в год, в 2003 году перевалило за сотню, причем некоторые из них выпускают в свет более тысячи титулов.
Не все благостно и с самой ярмаркой. Если раньше каждый год отмечался заметный рост (лотки участников первых «Книг России» занимали лишь тысячу квадратных метров, а в прошлом году едва обошлись 11 тысячами, под завязку забив нетленкой не самый маленький 57-й павильон ВВЦ), то сейчас количественные показатели ярмарки практически повторяют прошлогодние. Площадь экспозиции упала до 10 тысяч, количество участников, несмотря на массированное привлечение регионов с помощью Совета федерации, осталось прежним – порядка девяти сотен, и лишь количество наименований книг выросло – со 120 тысяч до 150.
Впрочем, вряд ли стоит морщить нос – насыщение рано или поздно должно было наступить. Тем более что программа ярмарки по-прежнему интенсивная, а издательства, как обычно, придержали к ярмарке немало интересных новинок. Но об этом – поближе к открытию выставки-ярмарки, которое состоится 10 марта.