Во Франции проходит проверка всех железнодорожных магистралей – тысячи сотрудников полиции ищут взрывные устройства, заложенные некой террористической группой AZF. Как сообщает агентство AP, в поисках десяти бомб, якобы установленных на железнодорожных путях, участвуют около 10 тыс. человек – и полицейские, и железнодорожники.
В ходе операции по поиску взрывных устройств французам предстоит проверить 32 тыс. км железных дорог страны.
Как предполагается, проходившая всю ночь операция должна завершиться к полудню. Такие данные приводятся в официальных сводках МВД Франции. При этом железнодорожное сообщение не прерывается. «Если бы безопасность на железных дорогах не была обеспечена, мы бы остановили все поезда», — заявил Луи Галлуа, президент железнодорожной компании SNCF.
Кроме крупномасштабной проверки полиция продолжает вести переговоры с террористами, требующими $4 млн и 1 млн евро в обмен на информацию о десяти бомбах, находящихся на различных участках французской железной дороги. Однако каковы результаты этой работы, пока неизвестно: полиция предпочитает их не разглашать. Переговоры идут уже две недели. Однако до последнего времени о том, что террористы угрожают взорвать железнодорожные магистрали, не сообщалось. Только в среду утром министр внутренних дел Франции Николя Саркози подтвердил информацию в специальном коммюнике. «Мы ничего не знаем об этой группе, но относимся к выдвинутым ею угрозам очень серьезно», — заявил он. После этого появилась официальная информация о том, что полиция вела переговоры с террористами через газету «Либерасьон»; в рубрике частных объявлений публиковались сообщения примерно такого содержания: «Мой волчонок, не видел голубого шарфа на тебе. Дай знак. Сюьзи». Под именем Сюьзи скрывалась французская полиция, сообщает НТВ.
В среду начатая неизвестными террористами «рельсовая война» уже стала причиной отставки главы антитеррористического отдела парижской прокуратуры Мишеля Дебака.
Как было объявлено, он долго не хотел принимать всерьез угрозы AZF. «Газета.Ru» уже расскзывала, что начиная с декабря прошлого года министерство внутренних дел Франции получило в общей сложности шесть писем с угрозами от этой террористической организации. Тем не менее информация не была предана гласности, и еще во вторник МВД обращалось к французским органам печати с просьбой не публиковать ее. А 21 февраля полиция нашла и обезвредила одно из взрывных устройств недалеко от города Лимож на железной дороге Париж–Тулуза, сообщает Reuters. Местоположение бомбы сообщили в письме сами террористы. Конструкция устройства со сложным детонатором, срабатывающим от вибраций рельса, вызванных прибывающим поездом, окончательно убедила национальную полицию в серьезности угроз. По сообщению AFP, полицейские перевезли устройство в безопасное место и, прежде чем взрывать, исследовали его. Исследование показало, что взрывная волна могла разрушить все в радиусе 25 м.
В последнем письме, отправленном президенту Франции и министру внутренних дел, террористы сообщили, что десять взрывных устройств «были заложены по всей сети железных дорог». Они уточнили, что бомбы запрограммированы на взрыв в разные даты, которые будут сообщены только в случае выплаты денег.
У властей, как объяснил генеральный директор национальной полиции Франции Мишель Годен, «был очень короткий телефонный контакт с этой группой, в ходе которого террористы и полицейские договорились, что передача выкупа состоится в понедельник во второй половине дня на автостраде близ аэродрома Монаржи в Луаре». Однако стороны разминулись, и группа больше на связь не выходила. Мишель Годен уверен, что AZF не связана ни с исламистами, ни с разоблаченной в прошлом году во Франции и Британии террористической сетью, связанной с чеченскими боевиками.
Название организации AZF совпадает с названием химического завода на юге Тулузы, взорвавшегося в сентябре 2001 года. Он производил химические вещества и удобрения, такие, как аммиак, азотная кислота, нитрат аммония. 21 сентября 2001 года от взрыва нитрата аммония завод был разрушен, а из работавших там 470 человек погиб 31 и более 250 были ранены. Однако сейчас ни одна из улик, находящихся в распоряжении следователей, не позволяет установить связь террористов с заводом AZF.