Юбилейные гастроли «Золотой маски» открывают второй тайм. В первом были мировые знаменитости – балет Эйфмана и театр Някрошюса. Во втором — то, что называют «питерским авангардом», — спектакли, неизменно претендующие на премию «Новация». Впереди еще третий и четвертый.
«Питерский авангард» — это команды, большей частью возникшие в веселые перестроечные 80-е годы, многому научившиеся у Полунина и заводной курехинской «Поп-механики». Некоторые из них давно переселились на Запад и приезжают в родной город лишь изредка, продемонстрировать свои последние достижения. В Питере они, по старой памяти, сохраняют прежний культовый статус, на их спектакли рвутся старые поклонники, не желая признаваться себе в том, что, уехав, былые авангардисты прекратили развиваться, а представления их становятся все скучнее и попсовее.
Впрочем, пора уже перейти на личности.
Речь идет в первую очередь о театре «Дерево», давно обосновавшемся в Дрездене. «Дерево» дважды выставлялось на «Маску» в номинации «Новация» и ни разу ее не получало. И тем не менее организаторы фестиваля считают появление в московской афише «деревянных» спектаклей настолько важным, что на юбилейный фестиваль привезут сразу четыре названия и покажут в общей сложности десять представлений.
Помню, в конце 80-х команда «Дерева» — выбритые наголо юноши и девушки, эффектно сплетающие свои полуголые тренированные тела в спектаклях Антона Адасинского – поражала воображение. Мы тогда не знали, что такое давно популярный в Европе physical theatre, и «Дерево» казалось нам невероятно авангардным.
Жанр его представлений балансировал где-то на границе между черной клоунадой и специфической пантомимой (в последние годы тяготея даже к модерн-дансу, правда, довольно дилетантскому).
В Европе, а особенно в Германии, оно имело успех, не сравнимый, конечно, с популярностью шоу Полунина, но достаточный для маленького театра, чьи представления рассчитаны на искушенную публику.
В первый раз «Дерево» приехало на «Золотую маску» в 2001 году и показало в конкурсе все те же голые тела в претенциозно-макабрическиом «Suicide in Progress», а для информационной программы, рассчитанной на продюсеров, – в спектакле «Once» — славном клоунском представлении о любви, сделанном явно с оглядкой на Полунина. Через два года Адасинский привез в Москву «Острова в океане» — полутанцевальные картинки на темы моря и моряков – неплохие, но не слишком изобретательные. Свои нынешние московские гастроли, которые начнутся совсем старым спектаклем «Всадник», «Дерево» завершит относительно свежими «Островами». В промежутке, на той же новой сцене театра Луны театр Адасинского покажет «Красную зону» и «Отражение» — моноспектакль актрисы «Дерева» Татьяны Хабаровой.
Вторая команда «питерских авангардистов» — это группа АХЕ, которая часто себя называет Русским инженерным театром.
Как и большинство альтернативных команд из Петербурга, АХЕ и «Дерево» тесно связаны друг с другом: дружат, участвуют в одних фестивалях, у «ахейцев» сейчас работает композитор и диджей «Дерева» Андрей Сизинцев. Впрочем, то, что делает «Русский инженерный театр», совсем не похоже на театр в традиционном смысле, а больше напоминает сложные, насыщенные трюками и эффектами перформансы. Может быть, именно поэтому театральная публика до последнего времени с «ахейцами» была совсем не знакома.
В отличие от «Дерева» группа АХЕ, созданная художниками Максимом Исаевым и Павлом Семченко на рубеже 90-х, – никуда не уезжала. Она живет в питерском арт-сквоте на Пушкинской, 10, прямо там во дворе и лестничном пролете демонстрируя свои странные и веселые представления.
Впрочем, большие спектакли АХЕ, как правило, готовит «для заграницы», на деньги приглашающих их европейских фестивалей.
И в России их обычно не видят. До прошлого года «ахейцы» привозили перформансы в Москву лишь дважды: на маленький фестиваль «Гете--Пушкин» — «Белую кабину», а на эрмитажный карнавал во время театральной Олимпиады — «Мокрую свадьбу». Но тогда оба раза их как-то не разглядели.
Но год назад, когда «Золотая маска» раскошелилась и привезла из Германии «Sine loco» — действо настолько масштабное, что для него пришлось арендовать в Питере громадный павильон «Ленэкспо», – все ахнули. Представление строилось как чередование эпизодов, которые один за другим, словно комнаты лабиринта, проплывали мимо едущего по рельсам зрительного зала. В этих комнатах – то ослепительно белых, как больница, то таинственных, заполненных дымом, то залитых бесконечно льющимся с потолка дождем, то заросших райским садом, то меняющих цвет в отблесках полыхающего огня, совершали непонятные действия люди с раскрашенными лицами, в нелепых шляпах и пиджаках. В либретто было написано, что Sine loco – «спектакль-путешествие на основе древнегреческих мифов». В Москве Sine loco так и не побывало, хотя «Золотая маска» и мечтала включить его в юбилейную гастрольную программу.
Оказалось слишком дорого, и в Москву приедут два представления попроще.
В «Мокрой свадьбе», которую на Олимпиаде показывали во дворике за театром «Эрмитаж», действия «ахейцев» крутятся вокруг мужчины и женщины, которых обряжают в свадебные наряды, обливают водой, укладывают в бассейн, заставляют ходить по грязи, макают их лицом в краски разных цветов – жидкий желток, муку и золу, — и все это кажется ритуалом, инициацией, необходимой, чтобы жалкие покорные куклы стали живыми людьми. А Максим и Павел, ведущие «новобрачных» сквозь все эти испытания, выступают в роли Демиургов. (Ума не приложу, как это будет выглядеть в закрытом помещении, на сцене центра имени Мейерхольда.) А на сцене «Проекта ОГИ» и Клуба на Брестской покажут чудесный гастрономическо-алхимический перформанс «Plug&Play», где под заводную музыку Максим и Паша будут рисовать картину, одновременно готовя коктейли и закуски из продуктов, которые горят и взрываются. Год назад они играли это в «Доме», а потом на фестивале «НЕТ» – было очень зажигательно.
Театр АХЕ, Санкт-Петербург
«Мокрая свадьба» 1, 2, 3 марта, 19.00. Центр им. Вс. Мейерхольда.
«Plug-&-Play» 5, 6 марта. «Проект ОГИ», Клуб на Брестской.
Театр «Дерево», Санкт-Петербург--Дрезден
«Всадник» 11, 12, 13 марта. Театр Луны (Новое здание).
«Отражение» 14, 15 марта. Театр Луны (Новое здание).
«Красная зона» 16, 17, 18 марта. Театр Луны (Новое здание).
«Острова в океане» 20, 21 марта. Театр Луны (Новое здание).