В пятницу в 12.15 мск спасатели нашли последнего из семерых сноубордистов, погибших 10-го февраля в Приэльбрусье. 22-летний студент МГУ Антон Батин обнаружен в нижней части северного склона Чегета на глубине около 2-х метров. Тела его шести товарищей были извлечены в ходе двухнедельных поисков и доставлены в Москву. Спасательно-поисковые работы, длящиеся две недели, закончены.
Неделю назад на месте схода лавины в районе реки Азау, который местные жители прозвали «Погремушкой», спасатели нашли тела Александра Конькова и Александра Иванова, в субботу там же были обнаружены тела еще двоих – Василия Смирнова и Александра Андрюнина. Пятого сноубордиста – Илью Смирнова – откопали из-под снега в понедельник, а в среду была найдена Нина Пахомова.
За два дня до трагедии в Приэльбрусье был сильный снегопад. Все склоны гор в этом районе были закрыты для катания, подъемники не работали. После окончания снегопада горные службы начали обстрел склонов из пушек, которые установлены на лавиноопасных участках. Благодаря обстрелу удалось принудительно согнать одну лавину в районе поселка Терскол (турбаза Минобороны РФ), находящегося рядом с Чегетом. На следующий день для катания была открыта только одна трасса на Чегете — центральная, а южные и северные были закрыты.
Тем не менее сноубордисты из Москвы вышли из поселка Терскол и направились к северному склону Чегета, который считается наиболее опасным для спуска. По одной из версий, они просто хотели построить пару трамплинов у подножия горы, с которых затем можно было прыгать при спуске. Лавина сошла в тот момент, когда они строили трамплин. По другой версии, москвичи были фрирайдерами, то есть любителями спусков с нетронутых склонов, и лавину они буквально срезали.
Как часто в Приэльбрусье при сходе лавин гибнут люди, доподлинно неизвестно.
Как рассказал «Газете.Ru» эксперт Международной ассоциации профессиональных лавинщиков Александр Каштанов, это закрытая информация. Во-первых, потому, что Россия «не входит в специальную комиссию ЮНЕСКО, ведущую подобную статистику, а во-вторых, чтобы не отпугнуть туристов и спортсменов от этих курортных мест».
Если говорить о цифрах по всему миру, приблизительно по 30 погибших под лавинами в год приходится на такие страны, как Франция, Швейцария, Австрия, США и Канада. На страны СНГ, по неофициальной статистике, в год приходится по 20 человек. Поскольку экстремальные виды спорта в странах СНГ еще недостаточно развиты, большинство погибших – пастухи и военные.
Тем не менее на долю сноубордистов из этого числа приходится не менее 30-40%. Количество любителей «доски» в черном списке столь велико из-за того, что сноубордисты, в отличие от горнолыжников, — преимущественно молодежь 18-20 лет, которая очень плохо подготовлена и не соблюдает элементарных правил безопасности, считает Каштанов.
«Повышенная жажда экстрима у молодых людей», с точки зрения директора Института групповой и семейной психологии Леонида Кроля, является их реакцией на высокую стандартизацию среды и высокую степень лицемерия, которую предлагает общество. А реклама в СМИ, активно пропагандирующая экстремальный спорт, только усиливает стремление к таким формам протеста.
С точки зрения Кроля, подходить к этому нужно не с позиции ограничения или запрещения, а с позиции контрпропаганды. «Например, в нашей стране слишком многое делается по принципу ограничения, и в ответ на это молодежь с еще большим азартом идет в контр, — поделился своими соображениями Кроль с корреспондентом «Газеты.Ru». — Что касается количества смертей, то среди автомобилистов гибнет куда больше народу по всему миру, но никто ведь не предлагает запретить автомобили. Другое дело — наличие молодежных центров, являющихся альтернативой экстремальным формам времяпрепровождения, дабы молодую энергетику направить в другое русло».