В четверг в Воронеж прибыл президент Ассоциации иностранных студентов России Габриэль Анисет Кочора. Вместе с лидерами землячеств иностранных студентов он возложил цветы к месту гибели африканского студента Амара Лима, убитого 21 февраля 2004 года. Накануне вечером там же было совершено нападение на российскую студентку, второкурсницу ВГМА Юлию Борзенкову. По версии правоохранительных органов, к девушке подошел чернокожий мужчина, ударил ее в район паха перочинным ножом и скрылся. Девушка по сотовому телефону вызвала скорую помощь, а уже врачи скорой вызвали милицию. По данным Воронежской облпрокуратуры, студентке сделана операция, и ее жизнь вне опасности.
Президент Ассоциации иностранных студентов считает, что нападение на Борзенкову – это провокация со стороны правоохранительных органов.
По словам представителей землячеств, никто из местных жителей не видел, как происходило нападение. Поиски Юлии Борзенковой успехом не увенчались – по официальной информации, ее доставили в 8-ю городскую больницу. Однако в этой клинике ее не оказалось. Иностранные студенты медакадемии обзвонили все больницы города, но не смогли найти следов Юлии.
Как сообщил Кочора, власти рассчитывали, что иностранцы испугаются, прекратят обвинять воронежцев в расизме и вернутся к учебе. Однако произошло наоборот – студенты, собиравшиеся в четверг пойти в вузы, приняли решение бойкотировать занятия. Если накануне учиться отказались около 100 студентов Воронежской медакадемии, то в четверг к ним присоединилось около 700 иностранных студентов Воронежского государственного университета и около 150 студентов Воронежской архитектурной академии.
Таким образом, общее число протестующих иностранцев достигло 1100 человек. Все они сидят в общежитиях или в студенческих столовых и обсуждают сложившуюся ситуацию.
В правоохранительных органах версию о том, что нападение на Юлию Борзенкову могло быть провокацией, категорически опровергают. «Сомневаемся, что кто-то согласится разрезать себе живот и неясно чего ради», — заявила руководитель пресс-службы Воронежской облпрокуратуры Галина Горшкова. По ее словам, доказательство того, что госпожа Борзенкова существует, — возбуждение уголовного дела. А местонахождение жертвы нападения скрывается, потому что преступник пока находится на свободе.
«Среди версий нападения рассматривается и месть за убийство африканского студента, но эта версия не является приоритетной», — заявили в прокуратуре.
Следователи считают, что, скорее всего, нападение на Борзенкову является бытовым.
Правоохранительные органы Воронежа, в свою очередь, провели заседание, посвященное нападениям на иностранцев. «Шумиха, поднятая рядом СМИ, провоцирует давление на органы внутренних дел, мешает планомерной работе» --заявил журналистам начальник ГУВД Воронежской области Александр Дементьев. По его словам, «некоторые СМИ случаи противоправных действий стремятся показать как явление, характерное именно для нашего города, забывая о том, что, по статистике, их количество измеряется сотыми долями процента. У милиции нет возможности заниматься охраной каждого из 5 тысяч иностранных студентов: их безопасность — это общее дело правоохранительных органов, руководства вузов и городской администрации». Дементьев отметил, что милиция не фиксировала ни одного убийства на расовой почве начиная с 1997 года.
В то же время лидер марокканского землячества Махамед Симу перечислил корреспонденту «Газеты.Ru» восемь нападений на иностранцев за последние пять лет. В частности, по его словам, в 1998 году был убит марокканский студент Щали Хатим. В 2000 году машиной был сбит марокканец Сабер Азис, в тот же год было совершено убийство сирийского студента Анаса. В 2002 году была убита китайская студентка – ей изрезали лицо, и она умерла от полученных травм, скончался от побоев еще один гражданин Марокко, был убит иранский студент. В 2003 году неизвестные совершили убийство суданского студента Омара. Предпоследнее серьезное нападение произошло в новогоднюю ночь – сирийский студент Ахсан уже второй месяц находится в реанимации.
Лидеры землячеств все-таки призывают студентов вернуться к учебе. Однако студенты боятся, что русские начнут им мстить за нападение на воронежскую студентку медакадемии.
Поэтому учащиеся выступили с очередным обращением к местным властям, руководству вузов и всем воронежцам. Иностранцы сообщили, что прекратят акцию протеста, если будут выполнены их условия. Они потребовали создать при администрации города молодежный совет по координации работы иностранных землячеств с административными структурами города. Также студенты хотят, чтобы милиция обратила особое внимание «на выявление зон сборов групп скинхедов, хулиганов, фашиствующих группировок для пресечения расистской террористической деятельности» и усилила охрану иностранцев. Кроме того, студенты изъявили желание, чтобы российскую молодежь начали «воспитывать в духе интернационализма», а проблемы иностранных учащихся ни в коем случае не замалчивались. В случае неисполнения этих требований и необеспечения необходимых мер безопасности иностранные учащиеся угрожают довести информацию о случаях национализма до посольств всех стран, президента России, международных СМИ, ООН и навсегда покинуть Воронеж.
Впрочем, около 20 иностранных студентов воронежских вузов уже собрались покинуть город.
Как сообщили представители землячеств, иностранцы хотят в ближайшее время переехать в другие российские города, «где в их адрес не будет экстремистских выходок». По некоторым данным, из Воронежа уезжают студенты – граждане Йемена. Они заявили, что рекомендуют своим согражданам никогда не посещать этот город.