--Александр, вы верите в то, что убийство Зелимхана Яндарбиева — дело рук российских спецслужб?
— Помните ту реакцию, которая была после его убийства во всех российских СМИ? Везде нам заявляли: «Ликвидирован, ликвидирован». То есть прямо с экранов телевизоров сказали, что это сделали российские спецслужбы. Ни у кого не оставалось сомнения, что он ликвидирован. Сейчас 99% СМИ жестко контролируются Кремлем, и без санкции Кремля такие заявления бы не прозвучали.
Если бы российские спецслужбы были непричастны, то в первый день подали бы в суд на те СМИ, которые фактически на них клевещут. Ничего этого сделано не было, тем самым они фактически признали в первый день, что это их рук дело.
Они замолчали только после того, как катарцы арестовали этих троих, и сидели тихо в надежде на то, что им удастся выскочить оттуда. Так всегда делают. Когда берут их человека, они молчат, ждут, как этот человек поведет себя в тюрьме. Неделю они молчали, а сейчас — думаю, это либо представители разведки, либо ГРУ, — поняли, что попались. И они начали признавать свою вину. И вот только сейчас, как мне сказали, засуетились наши руководители. Туда отправляют сейчас группы какие-то – понятно, их будут пытаться вытаскивать любым способом. Я думаю, чеченцы это дело не оставят и поднимут на самый высокий уровень. Фактически сейчас совершен террористический акт в чужой стране — это вообще международный терроризм. Если будет установлено, что этот международный терроризм совершили агенты спецслужб, то российские спецслужбы становятся террористической организацией. И чеченцы сделают все, чтобы эта организация была ею признана в мире.
— Если мы допустим, что Яндарбиева действительно убили российские службисты, как вы можете оценить эффективность такой акции?
— Это искусство, но это и работа, которая вполне по силам любой спецслужбе. Однако убийства, взрывы имеют только обратный эффект. Они не спасают страну от терроризма, они загоняют ситуацию в тупик. Я уже не говорю о том, что любой взрыв, любое убийство – это есть преступление и терроризм.
Нам в качестве примера приводят опыт израильских спецслужб, убивающих террористов. Я считаю израильские спецслужбы самыми неэффективными в мире, какие можно придумать. Потому что эффективность спецслужб определяется способностью этих спецслужб спасти от терроризма то государство, которое они защищают. Количество террористических актов в Израиле сегодня превышает все предельные нормы. Эффективность работы надо определять не количеством убитых и взорванных, а количеством терактов на территории, которую они защищают. Если количеств терактов большое, то работа неэффективна.
Если наши спецслужбы хотят взять на вооружение израильский опыт, то мне жалко Россию и её граждан.
В случае с Яндарбиевым ситуация еще более сложная. Он ведь в последнее время никакой активной деятельностью, кроме общественной, не занимался. И совершенно России не угрожал.
— То есть это провал спецслужб?
— Если это сделали спецслужбы, то это не провал, это преступление. Провал, я считаю, когда что-то сорвалось у человека, который занимается разведкой. Все спецслужбы мира занимаются разведкой, и все понимают, что есть люди, которые занимаются разведкой. Их задерживают – это скандал, но ведь никого не убивают. В принципе, он наносил ущерб государству, но не убивал людей, не взрывал.
Я считаю, что сегодня руководители спецслужб должны подать в отставку, секретарь Совета безопасности России, который их курирует. Президент России, который за все отвечает, должен признать свою вину.
Российский парламент должен изучить, по прямому ли указанию президента это делали или спецслужбы сами все организовали. У меня закрадывается мысль, что по прямому указанию президента.
Помните взрыв в московском метро. Я сразу сказал, кому это выгодно, – президенту России. Дальше убийство Яндарбиева и заявление, что «ликвидирован» террорист. Вот трупы, несчастные родственники погибших, а вот ликвидированный террорист. Это все предвыборные технологии. Помните, говорили о синхронизации событий внутри страны и вне – вот это и есть синхронизация взрывов внутри и за границей.
— А в недавнем, скажем, послесталинском прошлом российские спецслужбы занимались такими диверсиями за границей?
— Марков, Хаттаб.
Была попытка покушения на Рудольфа Нуриева, планировали ему переломать ноги.
Радиоактивный таллий был применен против перебежчика бывшего офицера Хохлова (кадровый советский разведчик Николай Хохлов в начале 50-х готовил покушение на Керенского, а потом был отправлен в ФРГ для убийства деятеля Народно-трудового союза Околовича. Убивать Околовича он не стал, а во всем признался. Во время конференции во Франкфурте в 1957 году Хохлов был отравлен ядовитым кофе, но спасен врачами. – «Газета.Ru»). У него началось шелушение кожи, тогда американцы сразу поняли, что это таллий, и его спасли. Кстати, у Щекочихина были точно такие же симптомы.
В Испании, знаю, наше подразделение убило одного вора, кличка которого Алмаз. Организовывали убийство Хохольков и его подчиненный Андропов, потому что Хохольков прикрывал наркотики, идущие из Афганистана в Узбекистан. А Алмаз прикрывал те, которые шли из Узбекистана в Таджикистан. У них была жесткая конкуренция, Алмаз отказался идти под крышу Хохолькова, и его убили в Испании.
— Как вы считаете, какие последствия ждут Россию после нынешнего скандала?
— Я знаю, что сейчас у ФСБ и ЦРУ дружба. Ну, как испортить отношения? Даже во времена СССР, перед Олимпиадой, американцы выходили на Советский Союз и предлагали сотрудничество по борьбе с терроризмом, в плане защиты олимпийских игр. Отказались, потому что США укрывали Буковского и Кузнецова, а Андропов назвал их террористами.
Как Запад отреагирует на убийство Яндарбиева? Там люди воспитаны так, что не приемлют такие методы вообще: все эти убийства, взрывы. Они этого не воспримут. Они просто будут смотреть в очередной раз на российские спецслужбы как на мусор, на стадо дикарей.
Вот убили Маркова, а сейчас ходят трамвайчики по Темзе, и экскурсоводы показывают мост. Дескать, красивый, тогда-то построен, а еще здесь КГБ убило Маркова. Вот так и будут относиться. Это все равно, если у вас на лестничной площадке будет жить педофил. Что вы будете делать? Он ведь уже отсидел свой срок, вернулся домой, что вы ему сделаете? Ничего, не выгоните же? Но руку ему не подадите и будете шарахаться. Вот такое отношение будет к российским спецслужбам и российским гражданам.