«Они не заслуживают того, что имеют», — может быть, именно эта фраза и принесла картине три номинации на «Оскар». Они – это американцы. Имеют они понятно что. Фразу произносит иранский иммигрант с подачи иммигранта советского – режиссера Вадима Перельмана, поставившего душераздирающую драму «Дом из песка и тумана» («House of Sand and Fog»).
История проста, как мычание коровы на бойне.
Не заплатившую вовремя налоги Дженнифер Коннели выселяют из ее дома. Излечившаяся алкоголичка и трудолюбивая уборщица, Коннели просто не смогла себя заставить заниматься юридическими бумагами, которые ссыпали ей под дверь, и теперь стала бомжом. Штат выставил дом на аукцион, и его купил иранский иммигрант Бен Кингсли, бывший полковник армии шаха, а ныне дорожный рабочий. Впрочем, о том, что он кладет асфальт, никто не знает – полковник тайно надрывается, чтобы сохранить образ респектабельного человека перед своим землячеством и родственниками.
По совету добросердечного полицейского Коннели идет к адвокату, который объясняет, что дом отняли незаконно. Штат готов выкупить его обратно, но иранец уже взвинтил цену – не потому что жадный, а потому, что ему нужно заботиться о семье. Коннели в ярости. Полковник, у которого пытаются отобрать дом, тоже в ярости. В ярости полицейский, который влюбился в Коннели и ушел ради нее от жены.
Все очень плохо, все хуже, совсем ужасно, а потом уже так скверно, что дальше некуда.
Уехавший из СССР подростком, в Америке Перельман стал успешным режиссером рекламного видео, снимал ролики для Microsoft, Panasonic и Nike. Потом начинается волшебная сказка, которую мог бы рассказывать Рональд Макдоналд хорошим детям на ночь. Перельман прочел в римском аэропорту роман Андрэ Дюбуа, прослезился, написал сценарий, уговорил сниматься оскароносных Дженнифер Коннели и Бена Кингсли, явился на студию Dream Works и уговорил Спилберга поддержать проект.
Сентиментальный Спилберг поддержал, и Перельман реализовал американскую мечту – снял дебютную игровую ленту, которая немедленно стала событием.
Что не удивительно – скорбные чеховские мотивы судебной тяжбы с фатальным исходом, изобретательная операторская работа Рождера Дикинса, снявшего для братьев Коэн все их лучшие фильмы и легкие антиамериканские выпады, которые последнее время в моде, не могли не произвести благоприятного впечатления. Исполнитель роли бедолаги-полковника Бен Кингсли номинирован на «Оскар», и вообще жизнь у фильма удалась. У Перельмана тоже – следующей его работой будет экранизация «Талисмана» Стивена Кинга.
Милость к падшим, внимание к маленькому человеку, аккуратное битье стекол в доме из песка и тумана под названием Америка – все программные темы фильм поставляет с экспрессией и доступностью социальной рекламы. Чрезмерная внятность и тусклое поблескивание «оскаровского» эталона компенсируются тщательной достоверностью – примерно так погано и должны были повернуться дела.
В конце концов, маньяки попадаются редко и самое опасное для человека существо – это сосед.
Бен Кингсли не то что бы создал выдающийся образ – просто подтвердил свою славу серьезного драматического актера. Его смутные грезы об утраченной родине, вероятно – лучшее, что есть в картине. А на Коннели было приятно смотреть даже в роли жены сумасшедшего математика.
Так что раздражение, которое вызывает «Дом из песка и тумана», можно отнести только к общей мизантропии некоторых зрителей. Все в нем бесконечно правильно, красиво и точно. Непонятно как, но Перельман смело оттоптал множество ног и не потревожил при этом ни одной мозоли. Так, может, и не нужно этого.
Смущает только одно – то, что фильм об иммигрантах, бездомных уборщицах и безумствующих полицейских сделан словно через марлевую повязку. Сочувствие и понимание своим чередом. Но, не дай бог, подхватишь от этой публики какую-нибудь чесотку.
Возлюбить ближнего можно в кинотеатрах «Орбита», «Горизонт», «Ролан», «Формула кино».