На заседании в среду избирком зарегистрировал Бориса Березовского и Юлия Дубова доверенными лицами кандидата в президенты Ивана Рыбкина.
По документам Березовский проходит как член-корреспондент РАН, а Дубов – как замгендиректора акционерного общества ЛогоВАЗ. В качества места жительства указана Москва, хотя, как известно, оба последние годы живут в Великобритании, где прошлой осенью им был предоставлен статус политических эмигрантов.
Что могут доверенные Березовский и Дубов
Из статьи «Доверенные лица кандидата» федерального закона «О выборах президента РФ»
«Доверенные лица кандидата получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. На период осуществления полномочий доверенного лица кандидата администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенному лицу по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы...
В России же против бизнесменов возбуждены уголовные дела, в связи с чем они объявлены в международный розыск.
Хотя вместе с политическим убежищем Березовскому был выдан паспорт на имя Платона Еленина, по которому он на несколько часов съездил в Грузию к своему другу и бывшему партнеру Бадри Патаркацишвили, в документах, которые поступили в избирком, новое имя и фамилия олигарха не фигурировали. «Я окончательно запуталась в том, что это за документ и что это за Платон Еленин, — объясняла «Газете.Ru» руководитель предвыборного штаба Рыбкина Ксения Пономарева. — Что это такое, я так и не поняла и у Бориса Абрамовича не спросила. Я думаю, что это не паспорт, а некоторый документ, похожий на паспорт, но паспортом не являющийся, выданный на другое имя. У Бориса Абрамовича существует русский заграничный паспорт на имя Березовского. Мне этого достаточно».
Выйдя с заседания ЦИКа, Александр Вешняков стал почему-то оправдываться и объяснять, что регистрировать Березовского и Дубова не хотел.
«Эмоции — они всегда существуют, но мы не можем руководствоваться эмоциями, — сказал он журналистам. — У нас есть заявление кандидата в президенты, который просит зарегистрировать его доверенным лицом конкретного человека. Если представленные сведения соответствуют действительности и не противоречат законодательству, то мы утверждаем такое решение». В заключение глава ЦИКа добавил, что защиты от уголовного преследования статус доверенного лица не дает, а дает только «право конкретного гражданина вести агитацию за конкретного кандидата».
Тем же самым необходимость превращения Березовского из спонсора кампании Рыбкина в его доверенное лицо объяснила Пономарева: «У Ивана Петровича около 400 доверенных лиц, и я среди них. Но в основном все эти люди в России. Они были зарегистрированы до того, как он принял решение вести кампанию из Лондона».
Теперь же Рыбкину понадобилось, чтобы и в Великобритании кто-то мог вести агитацию от его имени. Для этого, кстати, кроме Дубова и Березовского, лондонским доверенным лицом кандидата в президенты стал еще один человек – один из руководителей партии «Либеральная Россия» Хамид Дельмаев.
«У доверенных лиц никаких дополнительных возможностей, кроме возможности выступать от имени кандидата и вести агитацию, нет, — заявила Пономарева. — Больше ничего им закон не дает».
Стоит добавить, что по закону «О выборах президента» доверенные лица могут выступать от имени кандидата на теледебатах. Правда, сделать это, находясь в Великобритании, невозможно, а самому Рыбкину ЦИК уже официально запретил присутствовать в студии посредством телемоста. Воспользоваться же этим правом в России Березовский и Дубов все равно бы не смогли. Даже если бы бизнесмены прилетели ради этого в Москву, арест последовал бы раньше, чем они успели добраться до «Останкино».