Президент главной и единственной казахской нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Узакбай Карабалин заявил о намерении присоединиться к проекту Баку--Тбилиси--Джейхан. «В скором времени мы можем подписать соглашение, но нужно утрясти моменты, связанные с различным законодательством и налоговыми условиями двух стран», — заявил главный казахский нефтяник на брифинге в Астане.
«Строительство трубы от Актау казахстанской территории по дну каспийского моря пока детально не проработано, — сообщили в пресс-службе «Казмунайгаз». — Поэтому первое время «КазМунайГаз» будет использовать танкерные перевозки, для чего в каспийском порту Курык на полуострове Мангышлак начинается строительство нефтеналивного терминала». Убедившись же в эффективности сотрудничества с азербайджанской стороной, казахские нефтяники могут приступить к строительству участка нефтепровода, который позволит им подключиться к трубопроводу Баку--Джейхан.
Эксперты полагают, что нынешнее решение непосредственно связано с эхом российско-белорусской «газовой войны». До сих пор для транзита казахской нефти в Европу использовались российские трубопроводы — прежде всего Каспийский трубопроводный консорциум.
Решение об участии «КазМунайГаза» в альтернативном проекте в пресс-службе компании прокомментировали так: «Это создаст здоровую конкурентную обстановку».
Неспособность России, и прежде всего «Газпрома», отстаивать свои интересы в противостоянии с Белоруссией, считают эксперты, вполне могла подтолкнуть руководство Казахстана к согласию на альтернативный российскому путь для транзита нефти из мощнейшего месторождения Карачаганак.
В качестве главного партнера по транзиту газа «КазМунайГаз» еще в пошлом году избрал «Газпром». В 2003 году премьер-министры России и Казахстана Михаил Касьянов и Касымжомарт Токаев подписали в Москве соглашение, предусматривающее довести объем транзитного казахского газа к 2015 году до 12 миллиардов кубометров. Кажется, что стремление к сотрудничеству с Россией, подстегиваемое к тому же грозными окриками из российского МИДа о возможности пересмотреть свои обязательства перед Казахстаном по транзиту углеводородов, противоречит сегодняшнему решению.
Однако, предполагают аналитики,
после поражения «Газпрома» от Белоруссии, 10% ВВП которой связано с транзитом российского газа, руководство Казахстана вполне могло решить, что эти угрозы не более опасны, чем пропагандистская «газовая блокада» Белоруссии.
Тем более что у Казахстана есть альтернатива — экспорт углеводородов на перспективный рынок Китая. Конечно, от решения о начале строительства танкерного терминала до реализации проекта времени должно пройти много, особенно с учетом того, что, по казахскому законодательству, экспорт нефти невозможен без предоплаты, а у азербайджанской нефтяной компании ГНКАР денег нет. Но у главных владельцев нефтепровода Баку--Джейхан деньги на то, чтобы привязать к своему проекту Казахстан, найдутся.