Правительство довольно такими результатами, и даже президент России Владимир Путин с гордостью отметил, что рост резервов ЦБ — «один из наиболее ярких и хороших показателей».
В Минфине скромно говорят, что сейчас страна за счет этого ресурса может шесть месяцев финансировать импорт.
$$$$$$«Для нашей страны это существенно, так как в отсутствие достаточных золотовалютных резервов увеличиваются риски оплаты импортных контрактов в случае снижения цен на нефть», — поясняет ситуацию министр финансов РФ Алексей Кудрин. Из этого можно сделать выводы, что власть хоть и гордится своими достижениями, но всё же по-прежнему ничего не может поделать с привязанностью экономики к сырьевому сектору.
Японские активы способны обеспечивать внешние закупки на протяжении рекордных 19 месяцев. Японии же принадлежит и мировое первенство по объему государственных золотых и валютных запасов — почти $750 млрд. Второе место — у Китая — $403,3 млрд, третье у Южной Кореи — $155,35 млрд. У США — $85,34 млрд и теперь пятое место.
Структура российских золотовалютных ресурсов схожа с японской. В первую очередь сходство выражается в том, что значительная часть активов зарезервирована в американской валюте.
ЦБ РФ 69% запасов хранит в долларах, 25% — в евро, 6% — в золоте, 5% приходятся на британские фунты стерлингов и другую валюту.
Банк Японии не раскрывает точных пропорций, но доподлинно известно, что доллары составляют основу резервов. А на долю золота вообще приходится всего около 2% от общего объема ресурсов.
В условиях хронического удешевления американской национальной валюты оба Центробанка – и японский, и российский – пытаются искать выход из сложившейся ситуации потери денег. Проблема действительно серьезна, так как за последние два года доллар сильно подешевел относительно большинства возможных финансовых инструментов (например, относительно евро он потерял 33% стоимости). Между тем золото, составляющее мизерную часть ресурсов ЦБ, выросло в цене на 35%. Поэтому немудрено, что власти ставят перед собой задачу конвертации долларов.
Казалось бы, чего проще – перевести накопления в стабильно дорожающее золото и жить себе припеваючи. Именно это и собирается сделать японское правительство: Банк Японии «изучает возможности конвертации части своих долларовых резервов в золото из-за падения американской валюты и, соответственно, обесценивания золотовалютных запасов страны».
Какая конкретно часть будет переведена в золото, пока не сообщается, но один пресс-релиз Банка Японии о своих намерениях вызвал ажиотаж среди аналитиков и спекулянтов. Очевидно, что массированные продажи доллара отразятся на валютном рынке, вопрос в том, насколько сильно.
Аналитик инвестиционного банка «Траст» Николай Кащеев считает, что если на мировой рынок придет столь крупный игрок, как Банк Японии, это может привести к обвалу доллара.
«Впрочем, это будет краткосрочная реакция», — добавил эксперт.
По мнению заместителя директора ММВБ Валерия Петрова, «ЦБ Японии наверняка постарается сделать всё как можно более незаметно для других игроков. Сейчас и без того не лучший момент, чтобы перекладываться в золото». Это действительно так, потому что за тройскую унцию золота на биржах дают около $440 — это самая высокая цена за последние шесть лет.
Пример Японии может стать заразительным для других стран. По предположениям главного экономиста инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, «желание продать доллары должны выразить центробанки других стран со значительными золотовалютными резервами».
Понятно, что первой, кому придется последовать примеру Японии, будет Россия. И отечественные чиновники уже намекают на возможность замены доли долларовых активов иными инструментами. Правда, речь идет не о золоте, а о евро.
Замминистра финансов Алексей Улюкаев считает: «Доля долларов должна быть снижена на 3–5 процентных пункта, и настолько же должна вырасти доля евро».
Другой заместитель министра финансов, Сергей Колотухин, облекает мысли в более расплывчатые формы, говоря, что «нужно подумать и о других формах хранения резервов».
А Алексей Кудрин в конце прошлой неделе прояснил, что, видимо, имелось в виду под «другими формами». Он заявил: «Средства стабилизационного фонда России будут размещаться в абсолютно надежные бумаги, в основном государственные бумаги развитых стран».
Центральный же банк настаивает на сохранении нынешней структуры резервов, что в условиях падающего доллара представляется удивительным.