Следствие по делу о теракте в московском метро в ближайшее время должно быть передано в Следственное управление ФСБ России. Расследование поручено заместителю директора ФСБ Александру Жданькову, который возглавляет департамент по борьбе с терроризмом и имеет большой опыт работы на Северном Кавказе. Однако, как сообщили «Газете.Ru» в московской прокуратуре, пока материалы находятся в производстве прокуратуры. Сейчас следователи изучают найденные в вагоне поезда вещи и документы, опрашивают пострадавших, которые могли видеть, как сработало взрывное устройство во втором вагоне поезда, и устанавливают личности погибших людей, среди которых, возможно, были террористы.
После того как в воскресенье в 53-й больнице скончался пострадавший мужчина, число погибших при теракте возросло до 40 человек. Однако многие из специалистов, побывавших на месте преступления, говорят о 50–100 погибших.
Правда, пока эти цифры имеют лишь косвенное подтверждение.
Во-первых, о большем, чем официальное, числе жертв говорили спасатели. Во-вторых, из источников в правоохранительных органах «Газете.Ru» также стало известно, что общее число погибших может составить 40–50 человек.
Сейчас следователи ждут результатов генетической экспертизы останков, чтобы на первом этапе установить точное число погибших, а затем и идентифицировать. Первая часть этой работы может продлиться около недели, а вторая — занять неопределенное время. Следователи с помощью генетической экспертизы надеются установить и личность предполагаемого террориста-смертника. А с помощью взрывотехнической экспертизы — тип взрывчатки и ее мощность. По словам работников правоохранительных органов, эти результаты станут известны в течение недели.
Сейчас в качестве основной рассматривается версия о взрыве, совершенном террористом-смертником, который стоял у первой двери второго вагона и держал в руках (около 50 см над полом) чемодан, в котором было взрывчатое вещество, эквивалентное 2–3 кг тротила. По словам сотрудников правоохранительных органов, предположение, что взорвалось 5 кг тротила, маловероятно: «При такой мощности взрывного устройства в замкнутом пространстве был бы полностью разрушен весь состав и сильно повреждены бетонные конструкции тоннеля. Скорее всего, количество взрывчатки не превышало 2 кг в тротиловом эквиваленте».
Уже известно, что в чемодане не было поражающих элементов – шариков и болтов, обычно используемых террористами для увеличения числа жертв. В замкнутом пространстве и одной взрывчатки хватало для массовой гибели людей.
По неофициальным данным, у террориста могли быть сообщники, которые вместе с ним вошли в поезд, а вышли из вагона незадолго до взрыва на «Автозаводской». Видеопленка с камер, установленных на станциях метрополитена, вряд ли поможет рассмотреть лица людей, входивших во второй вагон: в час пик на станциях слишком много пассажиров. Тем не менее милиция разыскивает человека кавказской внешности 40–45 лет, фоторобот которого был распространен сразу после теракта. По другим данным, подозрительного мужчину с двумя женщинами видели на станции «Автозаводская» незадолго до теракта.
Возможно, восстановить картину преступления удастся благодаря показаниям пассажиров поезда, ехавших вместе с террористами. Если следователи установят приметы человека, который вез в вагоне взрывчатку, возможно, удастся выяснить, и каким образом он оказался в Москве.
Как показывает практика, большинство террористических атак совершается так называемыми гастролерами: организаторы теракта появляются в столице за месяц-два до совершения взрыва, а исполнители прибывают в Москву за несколько дней, чтобы не успеть засветиться.
Кроме работы в Москве, следствие в ближайшее время должно начаться и на Северном Кавказе. Предполагается, что именно оттуда приехали организаторы и исполнители взрыва. Газета «Sunday Times» опубликовала накануне статью, в которой сообщается о возможной причастности к этому взрыву выходца из Саудовской Аравии Абу Аль-Валида, перебравшегося в Чечню в 1997 году. По мнению спецслужб, именно он причастен ко взрывам в Ессентуках и организации терактов в Москве.
Примерно об этом в понедельник заявил журналистам и замдиректора ФСБ Вячеслав Ушаков: «Сейчас следствие рассматривает несколько версий, но одна из них, наиболее очевидная, — то, что теракт совершил смертник». Он уточнил, что по почерку данный теракт похож на взрыв, совершенный в конце прошлого года в электричке в Ессентуках.
Несмотря на то что власти настаивают на версии про террориста-смертника, у различных экспертов есть и другие мнения. По одной из гипотез, сумка с бомбой, оснащенной электронным замедлителем, была оставлена террористами в вагоне метро, а сами они вышли на одной из предыдущих станций. Взрыв же мог произойти, когда кто-то из пассажиров поднял сумку и в ней сработал взрывной механизм.
По мнению взрывотехников, с которыми удалось пообщаться «Газете.Ru», взрыв могли произвести и с помощью радиосигнала. В подтверждение этой версии говорит то, что от станции «Автозаводская» поезд прошел всего несколько десятков метров и радиосигнал с платформы мог привести в действие взрывное устройство.
Еще одной, но уже вовсе маловероятной, считается версия о случайном взрыве.