Центризбирком зарегистрировал сегодня Ивана Рыбкина кандидатом на должность президента России. Свое решение Центризбирком мотивировал тем, что поддельных подписей среди сданных в его поддержку оказалось на 3,3% меньше опасных 25%. В целом ЦИК принял положительное решение о Рыбкине на основании «достоверности сведений, содержащихся в подписных листах».
Впрочем, начинались отношения Рыбкина с ЦИКом совсем не так доверительно. Еще вчера глава Центризбиркома Александр Вешняков лично объявил, что его ведомство забраковало 26 с лишним процентов рыбкинских подписей, что станет поводом для отказа в его регистрации. В ответ штаб Рыбкина обвинил ЦИК в незнании арифметики и желании снять Рыбкина с выборов любыми средствами. В доказательство помощники кандидата представили «Газете.Ru» протоколы ЦИКа. В документе от 3 февраля сообщалось, что из 600 тысяч отобранных подписей проверено чуть больше 587 тысяч и в них обнаружено 13,68% брака. Через два дня избирком составил еще один протокол, где речь шла о проверке всех 600 тысяч подписей, и недостоверных и недействительных подписей оказалось уже больше 156 тысяч, то есть 26,16% от общего числа. В штабе с такой арифметикой не согласились. «Даже если бы недействительными были признаны все оставшиеся 12 524 подписи, доля брака все равно не превысила бы 16%. Каким же тогда образом после проверки всей выборки (600 000) получилось, что недействительных подписей – 26,16%?» – недоумевали сотрудники избирательного штаба Ивана Рыбкина.
Чтобы разрешить арифметический спор, штабисты Рыбкина вчера вечером отправились в ЦИК на заседание так называемой согласительной комиссии, которая разбирает споры ЦИКа с кандидатами. Они также взяли с собой 17 доверенных лиц, в существовании которых, как объявила сегодня член ЦИКа Людмила Демьянченко, подчиненные Вешнякова вообще сомневались. «Несуществующие» лица показали ЦИКу, что они есть и Вешняков был вынужден отыгрывать назад.
Как было объявлено сегодня в ЦИКе, после заседания согласительной комиссии недействительными признаны не 26, а только 21, 17% от общего числа подписей. Точно не известно, как штабу Рыбкина удалось доказать Вешнякову свою правоту, но ЦИК сдался.
Правда, сдался с оговоркой. Решив сегодня зарегистрировать Рыбкина, Центризбирком одновременно направил «дело» кандидата в прокуратуру. Члены ЦИКа продолжают настаивать на том, что с рыбкинскими сборщиками не все в порядке. «Данные по целому ряду доверенных лиц Ивана Рыбкина, собиравших подписи, не соответствуют действительности», — заявила сегодня Демьянченко. В постановлении ЦИКа отмечается, что в ходе проверки подписей избирателей выявлены нарушения, «требующие уголовно-правовой квалификации».
В общем-то, это лазейка для возможного последующего снятия Рыбкина с выборов. Если следствие докажет, что в ходе сбора подписей штаб Рыбкина нарушал закон, уже зарегистрированного кандидата можно будет снять через Верховный суд.
Чтобы сторонники Рыбкина не расслаблялись, Вешняков объявил о таких судебных перспективах уже сегодня. Заключая свое выступление на сегодняшнем заседании, Вешняков торжественно объявил: «Завтра (после регистрации или нерегистрации Глазьева и Хакамады. — «Газета.Ru») мы подведем итоги и увидим наше светлое будущее».
Сам Иван Рыбкин на радостное для него заседание ЦИКа не явился и светлое будущее пока не увидел: он пропал. Уже два дня его никто не видел и не слышал.
Пока версий о пропаже сотрудники штаба не высказывают. По словам координатора кампании Ксении Пономаревой, пока можно выразить только беспокойство в связи с его исчезновением. По ее словам, по закону, если человек не появляется в течение трех суток, он может быть объявлен в розыск. «Я не исключаю возможности, что в воскресенье родственники Ивана Петровича обратятся с соответствующим заявлением в правоохранительные органы». Комментировать версии исчезновения зарегистрированного кандидата Пономарева отказалась.