В четверг латвийский сейм в третьем чтении 67 голосами против 25 принял поправки в закон «Об образовании». С 1 сентября 2004 года в десятых классах средних школ национальных меньшинств, в том числе и русских, только 60% учебной программы (а не 90%, как было решено ко второму чтению) должно преподаваться на государственном, то есть латышском языке. Напомним: при обсуждении законопроекта во втором чтении законодатели решили, что на русском языке должны преподаваться лишь русский язык и литература, а также предметы, «связанные с национальной идентичностью и культурой», а это не больше 10% всей школьной программы.
Реформирование системы среднего образования в Латвии будет проходить поэтапно. С 2005 года поправка «60 на 40» коснется одиннадцатых классов, а с 2006 года – еще и двенадцатых. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе министерства образования и науки Латвии, главная цель нового законопроекта – «обеспечение конкурентоспособности представителей национальных меньшинств на рынке образования и труда. То есть обеспечение достаточного знания ими государственного языка».
История школьных реформ в Латвии берет начало в 1991 году — после развала СССР был принят первый латвийский закон об образовании. Права нацменьшинств в нем, как считалось, не ущемлялись. В 1995 году в этот закон была внесена поправка, согласно которой в основной школе не менее двух предметов, а в средней школе не менее трех предметов предписывалось изучать на государственном языке.
В 1998 году был принят действующий закон об образовании. Им было определено, что с 1 сентября 2004 года начиная с десятых классов средних школ и первых курсов профтехучилищ обучение должно вестись только на латышском языке. Однако год назад правительство из-за многочисленных протестов представителей нацменьшинств смягчило законопроект, разрешив преподавать лишь 60% предметов на латышском, остальные же – на национальном языке. То есть принятые сейчас поправки практически повторяют прошлогоднюю редакцию закона.
Не исключено, что законодатели пошли на уступки из-за многочисленных акций протеста представителей русскоязычного населения республики.
Последняя такая акция прошла в Риге в четверг. В манифестации приняли участие, по разным данным, до 20 тыс. человек — учащиеся почти 40 русских школ Риги, Юрмалы, Вентспилса и некоторых других городов республики, а также их родители и педагоги. С утра они заполнили сквер у здания сейма и близлежащие улочки Старой Риги. Пикетирующие скандировали: «Нет реформе!», «Русским школам быть!». Школьники держали в руках таблички с названиями школ, а также лозунги: «Латышскому языку — да, реформе — нет», «Разрешите нам говорить по-латышски добровольно!», «Латвия — позор Европы» и т. д.
С точки зрения председателя фракции Первой партии (священников) Латвии Оскара Кастенса, демонстранты до конца не понимают суть школьной реформы.
Именно поэтому они винят министра образования Карлиса Шадурскиса в чрезмерной категоричности. Сам же Кастенс, как депутат сейма, проголосовал за поправки в закон об образовании. «Я был против поправок, принятых во втором чтении, но двумя руками за восстановленное равновесие латышского и русского языков – 60% на 40%», — заявил «Газете.Ru» Кастенс.
Однако председатель парламентской фракции «За права человека в единой Латвии» депутат сейма Яков Плинер считает, что принятые поправки являются очередным шагом правительства Латвии к вытеснению русскоязычного населения за пределы страны. «Существует опасность, что с 2007 года экзамены в старших классах будут приниматься исключительно на латышском языке, даже по тем предметам, которые входят в 40% нелатышских. А это абсурд», — заявил «Газете.Ru» Плинер.
С его точки зрения, благодаря принятому закону 30–40% русских детей вообще не смогут учиться в средней школе из-за недостаточного знания латышского языка. По данным прошлого учебного года, экзамен по госязыку сдали на 7–10 баллов только 48% выпускников. «Это значит, что русские дети не смогут учиться даже в профтехучилищах, следовательно, в Латвии увеличится преступность, вырастет число бомжей, алкоголиков и наркоманов, – считает депутат. – Нужно не сокращать количество предметов на русском языке, а увеличить количество часов по изучению государственного языка, как это было в довоенной Латвии».
Минобразования Латвии предложение Плинера считает неприемлемым. По словам пресс-секретаря министерства Артиса Юркевица, закон об образовании определяет максимальное количество уроков в неделю. «Если мы увеличим количество уроков латышского языка, то это будет сделано за счет какого-то другого предмета, — пояснил «Газете.Ru» Юркевиц. — Получается, представители нацменьшинств вынуждены будут меньше изучать, к примеру, математику или географию, что тоже неприемлемо. А увеличить школьную нагрузку мы не можем».
Юркевиц убежден, что армия безработных, бомжей и наркоманов увеличится, если реформа не будет принята. «Выпускники без достаточного знания латышского языка не смогут поступить в вузы, потому что в вузах обучение ведется исключительно на государственном языке. Не смогут они также поступить на работу в госучреждения, потому что для этого нужно очень хорошо знать и устную, и письменную речь. А потом они опять будут жаловаться, что, дескать, у нас в стране дискриминация».
Реакции российского МИДа на решение сейма Латвии еще не последовало. Скорее всего, она будет сдержанно-положительной.