54-й кинофестиваль в Берлине открывается на волне триумфа немецкого кино. Правда, триумф лежит скорее в области политики, нежели кинематографа: «Оскар» за фильм «Нигде в Африке» и международный успех картины «Гудбай, Ленин» мало что прибавляют к славе немецкого кино. Однако, как минимум, говорят о том, что немцы учатся попадать в мировую конъюнктуру. А в глобальном мире это значит, что и кинофестиваль в Берлине в этом году претендует на роль законодателя моды.
Впрочем, после утряски официальной программы, схватки с Каннами за несколько интересных лент и хлопот по приглашению звезд оказалось, что список конкурсантов довольно консервативен. В основном это проверенные люди, почетный легион, гвардейцы кардинала. Джон Бурман, автор знаменитого криминального «Генерала», представит ленту «Ландшафт моего черепа» (Country of my skull). Фильм посвящен расследованию, которое проводит американский журналист в Южной Африке. На слушаниях комиссии правды и согласия убийцы и палачи времен апартеида должны встретиться со своими жертвами и получить амнистию, если будут честны и откровенны. Главные роли – журналиста и южноафриканской поэтессы, освещающей процесс для радио – сыграл неожиданный дуэт: Сэмуэль Л. Джексон и Жюльетт Бинош.
Живое воплощение американского кино и живое воплощение европейского кинематографа будут топтаться по пропитанной кровью земле Африки и мучиться моральными проблемами – звучит привлекательно.
Рон Ховард, автор «Великолепного ума» и «Гринча – похитителя Рождества», представит историческую драму «Потерянные» (The Missing) – историю похищения девочки в Мексике XIX века. Родителей ребенка сыграли Томми Ли Джонс и Кейт Бланшетт.
Патрис Леконт продолжит исследовать бездны подсознания буржуа. В драме «Близкий незнакомец» (Confidences trop intimes) дама ошибется дверью и вместо психоаналитика попадет в кабинет ни в чем не повинного бизнесмена. Не разобравшись, она начнет вываливать ему свои беды, а у того не хватит духу признаться, что Фрейда он читал только в колледже.
Будут также непременный и непримиримый Кен Лоуч, Ким Ки Дук и Эрик Ромер – вполне представительная компания, от каждого из которых известно чего ждать. Интригу фестиваля, впрочем, создают не они. Всегда есть надежда, что кто-то из Аргентины или Таиланда потрясет воображение и откроет новые горизонты. А поскольку место председателя жюри в этом году заняла Фрэнсис Макдорманд, беременный полицейский из «Фарго», умнейшая женщина и великолепная актриса, можно ждать интересных результатов.
Для Берлина это было бы очень кстати.
В условиях объединенной Европы три больших кинофестиваля начинают толкаться локтями.
Канны держатся за счет неувядающего престижа, Венеция под пристальным вниманием бессмертного Берлускони ищет уникальность в национальных корнях. Что предлагает Берлин – пока неясно, а директор Берлиналле Дитер Косслик пытается придать фестивалю светский блеск и значительность, внимательно отбирая гостей-знаменитостей.