Яйца Фаберже еще позавчера были предметом стенаний русских музейщиков. Вторая по величине (после коллекции Оружейной палаты) коллекция изделий великого русского ювелира была выставлена семьей Форбс на аукцион Sotheby’s. Россия получила уникальный шанс пополнить свою разбазаренную коллекцию и практически вдвое увеличить свое «яичное достояние». Коллекция Оружейной палаты насчитывает десять яиц, столько же было у Форбса, собиравшего коллекцию всю свою жизнь, но так называемое «Зимнее яйцо» было после смерти основателя журнала Малькольма Форбса выставлено на продажу и ушло в частную коллекцию за $9,6 млн.
Таким образом, расклад был такой: десять – «Оружейка», девять – наследники «старика» Форбса, остальные рассеяны: пять находятся в зарубежных частных собраниях, восемнадцать – в различных музеях мира. Судьба еще восьми яиц неизвестна, они считаются потерянными.
Безусловно, приятно было бы осознавать, что почти половина всех сохранившихся шедевров ювелирного искусства принадлежала бы России. Однако шансов на это было немного: слишком уж велики ставки. Продажа любого яйца становится событием и вызывает натуральный ажиотаж среди акционеров. Так, во время продажи «Зимнего яйца» его даже предварительно привезли в Россию с целью подогреть интерес у крупнейшего «яйцевладельца». Однако музейщики оценивали шансы реально: денег на покупку всей коллекции Форбса у Министерства культуры не было. Надеялись хотя бы на часть – яйца на Sotheby’s должны были распродаваться не единым лотом, а поодиночке. Еще позавчера директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский с прискорбием сообщал наседавшим журналистам, что пока Эрмитаж не получал никаких предложений о покупке коллекции американского медиамагната Малькольма Форбса. Ничего более оптимистичного, чем «но все возможно», директор крупнейшего российского музея сказать не мог.
И вот вчера вечером пришло неожиданное известие. Вся коллекция ювелирных изделий Фаберже, принадлежащая семье Форбс (а это кроме девяти яиц еще почти двести предметов ювелирного искусства, в том числе портсигар, с которого началась коллекция основателя журнала), выкуплена оптом. Причем куплена до аукциона, что является беспрецедентным в практике крупнейших аукционных домов. Назывался и покупатель – никому в коллекционном мире не известный автономный некоммерческий фонд «Связь времен». Впрочем, скоро выяснилось, что фонд создан в прошлом месяце именно под «выкуп яиц» (как сообщает пресс-релиз ЗАО «Ренова», исключительно «для поиска, приобретения и возвращения на родину исторически значимых российских произведений искусства, находящихся за рубежом») сразу после появления информации о решении наследников реализовать коллекцию на аукционных торгах. Создателем его стал известный российский нефтяной магнат Виктор Вексельберг.
Подробности сделки не разглашаются, и сколько заплатил Вексельберг за коллекцию, до сей поры точно неизвестно. В предварительном порядке эксперты Sotheby’s оценивали ее в пределах $90–120 млн. Но, судя по всему, сумма, предложенная Вексельбергом, больше – ничем иным нарушение законов аукционной торговли, на которое пошел Sotheby’s, объяснить нельзя. «Продажа коллекции господину Вексельбергу до аукциона является абсолютно исключительной для Sotheby`s ситуацией, – сказала в интервью «Коммерсанту» глава пресс-службы нью-йоркского отделения аукционного дома Дайан Филипс. – Несколько дней назад представители Виктора Вексельберга связались с нами и сделали предложение, подкрепив его заявлением о том, что господин Вексельберг намерен вернуть коллекцию Фаберже в Россию. Это предложение мы тут же обсудили с семьей Форбс. Через несколько дней семья согласилась продать коллекцию господину Вексельбергу. Сделка является абсолютно законной».
Свое отношение к состоявшейся сделке высказали и представители семьи Форбс. «Семья Форбс рада, что наступление новой эры в России сделало возможным возвращение этих выдающихся произведений, — говорится в заявлении. — Это изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств».
Сейчас коллекция, которая включает в себя яйца «Коронационное», «Курочка», «Ренессансное», яйцо с розой, «Ландышевое», «К 15-й годовщине коронации», «Померанцевое дерево», «Кукушка» и яйцо с орденом святого Георгия, будет выставлена в Нью-Йорке; там новый владелец по просьбе американцев устроит первую выставку. Потом коллекция вернется в Россию и будет показана публике.
До сих пор неизвестно, где будут храниться сокровища.
Среди претендентов называются Эрмитаж, как главный музей страны и бывший императорский дворец, музеи Кремля, где хранятся собратья новоприбывших яиц. Но наиболее предпочтительно выглядят шансы храма Христа Спасителя: фонд возглавляет генеральный директор Русского биографического института Святослав Рыбас, один из главных инициаторов восстановления этого храма. Но где бы шедевры в итоге ни осели, разлучиться им уже не суждено: главным условием Форбсов и Виктора Вексельберга было единство коллекции.