Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков обвинил Министерство образования России в присвоении функций законодательной власти. Выступая на круглом столе, посвященном проблеме исторического образования в средней школе, Кондаков отметил, что министерство и Российское авторское общество одобрили федеральный компонент государственного стандарта, дали себе (точнее, министру) добро на его принятие, а заместителям министра поручили разработать график его внедрения в школы. И заодно создать рекомендации для учителей по использованию существующих учебников.
Кондаков напомнил, что одобрение Государственного стандарта находится в компетенции Федерального собрания Российской федерации, и по какому праву министерство взяло на себя его функции, непонятно.
Также гендиректор издательства «Просвещение» высказал недоумение по поводу одного из последних писем заместителя министра образования Виктора Болотова в регионы. Дело в том, что в последнем конкурсе на создание учебников по новейшей отечественной истории победили 6 комплектов учебников. При этом в письме заместителя министра Виктора Болотова, разосланном по регионам, упомянут в качестве победителя только один комплект: учебники для 9-го и 11-го классов Загладина, Минакова, Петрова и Козленко. Школам в том же письме предписано изъять опальный учебник Долуцкого, по которому дети учились во всех школах страны семь лет, из школьных библиотек.
Александр Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы третьего созыва, Директор программ Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия»:
Единого (единственного) учебника по истории, равно как и по любому другому предмету, быть не должно. Это бывает только в обществе, которое уходит на свалку. Всегда должна быть вариативность и свобода выбора: несколько учебников, из которых можно выбрать. Может быть, не десятки учебников, но хотя бы 2–3.
Современная история тесно связана с нашей сегодняшней жизнью. Это вопрос очень деликатный. К сожалению, людям, составляющим эти учебники, не всегда хватает такта. Так получилось и с учебником истории Долуцкого. Учебник этот, конечно, спорный, но у него есть одно неоспоримое достоинство: он учит детей мыслить и делать выводы. Да, он несколько односторонне освещает некоторые периоды современной жизни, но подвергаться такой атаке – это перебор.Историки об истории
Юрий Щетинов, доцент МГУ, к.и.н., автор действующего учебника по истории России (Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России. ХХ - XXI века. 11 кл. 2002-2003 Просвещение 300 тысяч. в год)...
В последнее время со стороны министерства вообще пошли предложения вообще сократить число рекомендованных учебников по каждому предмету до трех. На что авторы сказали: «Давайте вообще оставим один учебник (например, тот, который рекомендовал Болотов) и успокоимся. Кстати, министр образования Владимир Филиппов, выступая 30 января на 12-х Международных рождественских образовательных чтениях в Москве, пообещал искоренить из всех учебников по истории «псевдолиберализм».
Что именно он подразумевал под этим словом, авторы учебников по истории отечества, с которыми беседовал корреспондент «Газеты.Ru», так и не поняли. Но теперь опасаются, что их детища может постигнуть та же судьба, что и учебник Долуцкого. Например, директор института российской истории РАН, член-корр РАН Андрей Сахаров заявил, что от истории с учебниками «веет чем-то давно забытым и отринутым самой жизнью». Правда, он сам отказался писать историю ХХ века в ключе отличном от системы описания других веков. Зато автор другого учебника по истории России для 11-го класса, директор института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян сказал, что ради сохранения книги он «посоветовал своим соавторам писать ключевые моменты (Великая отечественная война и последнее десятилетие ХХ века) попатриотичнее».
Автор рекомендованного для 11-х классов учебника по истории России доцент МГУ к.и.н. Юрий Щетинов заявил, что придраться можно к любоиму учебнику. Было бы желание. И он с пониманием отнесся к желанию чиновников унифицировать количество учебников до одного. Правда, при этом указал на то, что ни одну из существующих проблем образования подобная унификация не снимет.
По мнению еще одного автора, научного секретаря ИРИ РАН Владимира Шестакова, в споре с авторами министерство все равно проиграет: «Я, например, глубоко убежден в том, что меня никто не заставит излагать события не так, а иначе». А поменять авторов на других чиновники не могут: «Пишут их (учебники —«Газета.Ru»)одни и те же люди, которые давно набили на них руку». Кстати, ни один из авторов прекратить работу над своим новым учебником из-за инициатив Министерства образования не отказался.